Понятие «неблагополучная семья», ее основные характеристики. Типология неблагополучных семей.
Читайте также:
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной виктимизации детей и формирования их девиантного поведения (И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.). Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности.
В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи.
М.М. Буянов. «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку» (Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М. Просвещение, 1988. – 207 с.).
Л.Я. Олиференко. «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» (Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М. Академия, 2002.
Таким образом, неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.
Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают: 1) характер семейного общения и стиль отношений 2) структурная деформация семьи 3) типы детско-родительских отношений 4) содержание переживания ребенка 5) особенности дисгармоничных супружеских отношений 6) сам стиль семейного воспитания.
Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия. Автор выделяет:
· привычно конфликтные семьи. В таких семьях по причинам психологического порядка – неумения или нежелания людей общаться конструктивно, считаться друг с другом, учитывать настроение, интересы, вкусы, привычки – разрушаются межличностные отношения членов семьи
· педагогически несостоятельные семьи. Родители в таких семьях не имеют необходимых педагогических знаний, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу развития личности ребенка. У родителей при этом, по словам А.С. Макаренко, «нет ни ясной цели, ни программы воспитания»
· аморальные семьи. В условиях этих семей личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными нормами и правилами поведения. Безнравственность, пьянство и другие пороки взрослых получают такие уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения
· асоциальные семьи. Главной особенностью таких семей является несоответствие жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворение базисных потребностей ребенка, отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни. Ведущие признаки асоциальной семьи: тунеядство аддиктивность (зависимость) делинквентность (правонарушения) аморальность социальная деградация неудовлетворительные бытовые условия вовлечение детей в противоправную деятельность конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером социальная изоляция семьи.
Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи косвенно оказывают десоциализирующее влияние на детей и подростков. Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутрисемейного характера утратить свое влияние на детей. В этих семьях мы можем увидеть следующие негативные проявления: расхождение представлений членов семьи о значимости ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительные отношения и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать возникающие трудности.
Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях: общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми отсутствует совместная деятельность дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей. Таким образом, эти семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Наличие собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем у родителей, их повышенная тревожность, заниженная самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной ненужности и малоценности, к заниженной самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи является в этом случае важнейшей причиной нарушения личности ребенка.
Помощь конфликтным и педагогически несостоятельным семьям со стороны социального педагога заключается в глубоком изучении и коррекции методики семейного воспитания. Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основываются:
1) на методической помощи семье (профилактическая работа в образовательной и социальной среде)
2) на принципах гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многоаспектности на междисциплинарном взаимодействии специалистов различных областей (учителей, психологов, социальных педагогов) путем согласования их усилий.
Большую озабоченность социальных педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали. Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства. Такие семьи продуцируют подростков с делинквентным и аддиктивным поведением, способствуют формированию сексуальных девиаций. Данные типы семей содействуют формированию у детей аддиктивного, агрессивного поведения, фобических расстройств, социального аутсайдерства. Следствие десоциализирующего влияния асоциальных семей – это подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция, безнадзорность.
Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны: заниженная самооценка, замкнутость, отсутствие общности с другими людьми, повышенная степень тревоги, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей. В результате дефекта семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою социальную и психологическую «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности, обусловленной нарушением семейных отношений, личность становится жертвой отклоняющегося поведения – наступает девиантная виктимизация ребенка.
Цель работы социального педагога с аморальными и асоциальными семьями – оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов. Сделать это очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. Необходимо заставить родителей самих оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки. Однако эта позиция более приемлема для аморальных семей. Работа же социального педагога с асоциальными семьями должна вестись в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка.
В настоящее время в нашей республике действует ряд документов, предусматривающих защиту прав детей в подобных ситуациях. Это, прежде всего, Закон РБ «О правах ребенка» .
Помимо этого в рамках программы «Дети Беларуси» на 2006–2010 гг. действовала подпрограмма «Дети-сироты», целью которой было предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подпрограмма предусматривала решение следующих задач: 1) создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных формах семейного жизнеустройства (приемные семьи, опека, патронат, усыновление и др.) 2) развитие системы постинтернатной адаптации 3) мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время проблемы социального сиротства и их решение раскрываются в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (разделы «Семейное воспитание», «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся»).
Дети из неблагополучных семей
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Критерии благополучной семьи. Особенности развития общения со взрослыми у младших школьников из неблагополучных и благополучных семей. Разработка программы психологической поддержки детей, ориентированную на развитие сотрудничества со сверстниками.
дипломная работа [59,0 K], добавлена 24.09.2013
Понятие дезадаптации ребенка и игра как средство приспособления. Социальный портрет детей, находящихся в реабилитационном центре для несовершеннолетних. Психокоррекционная работа по преодолению трудностей привыкания детей из неблагополучных семей.
курсовая работа [114,3 K], добавлена 10.06.2011
Понятие идентичности в психологии. Понятие и виды неблагополучной семьи. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Исследование особенностей полоролевой идентичности у дошкольников из неблагополучных семей, оценка полученных результатов.
курсовая работа [613,1 K], добавлена 05.04.2012
Понятие и типы неблагополучных семей. Общее представление о неполной семье, типология неблагополучных семей. Личность ребенка в неполной семье. Особенности формирования личности в неполной семье, тест на исследование тревожности. Танцевально-двигательная
курсовая работа [48,7 K], добавлена 12.02.2010
Понятие мотивационной сферы личности. Процесс формирования мотива. Мотивация достижения в структуре мотивационной сферы личности. Характеристика неблагополучных семей. Эгоистическая направленность подростков. Преобразование потребностей в мотивы.
курсовая работа [63,7 K], добавлена 03.01.2013
Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка. Неблагополучная семья и ее характеристики. Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей, специфика жизненной перспективы и мотивации к самореализации.
дипломная работа [174,3 K], добавлена 04.05.2011
Особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в неблагополучной семье, где родители (один из родителей) страдают алкогольной зависимостью. Психологические особенности подросткового возраста. Причины агрессии.
курсовая работа [54,3 K], добавлена 10.01.2011
Психологическое содержания понятия "семья". Значение межличностных отношений супругов для семьи и брака. Исследование особенностей внутрисемейных взаимоотношений в неблагополучных и благополучных семьях, в которых воспитываются дети школьного возраста.
дипломная работа [152,7 K], добавлена 26.06.2011
Роль семейного воспитания в психологическом развитии и общении детей младшего школьного возраста. Исследование особенностей общения детей младшего школьного возраста, из благополучных и неблагополучных семей, со взрослыми и своими сверстниками.
дипломная работа [237,7 K], добавлена 09.07.2009
Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков. Практика социальной работы с детьми алкоголиков в сосенском муниципальном центре.
дипломная работа [83,4 K], добавлена 05.01.2003
Работа с неблагополучной семьей [реферат]
УДК 159.95(075.8) ББК 88.4я73 Ш95
Рецензенты:
д-р психолог, наук, проф. Т. Л. Ратанова
кафедра психологии Московского государственного открытого университета (зав. кафедрой д-р психолог, наук С. Д. Деряба)
Шульга, Т. И.
Ш95 Работа с неблагополучной семьей. учеб. пособие /Т. И. Шульга. — М. . Дрофа, 2005. - 254, |2| с. ил.
ISBN 5-7107-8539-3
В пособии представлен материал, отражающий современное состояние лампой проблемы. Приведены критерии и характеристики неблагополучных семей, а также направления, методы и формы работы специалистов с ними. Несомненный интерес как для учащихся, так и для практиков представляют специальные программы работы с неблагополучными семьями. Большое внимание уделено вопросам международного усыновления. Для закрепления теоретического материала в конце глав даются вопросы для самостоятельною изучения и практические задания, в ряде случаев приводятся примерные темы для обсуждения на практических занятиях.
Для студентов высших учебных шведений, обучающихся по специальностям Социальная работа, Социальная педагогика, Социальная психология, а также для практических работников, центров по работе с семьей и центров социальной защиты, социальных педагогов образовательных учреждений, специалистов детских домов, школ- интернатов и пр.
УДК 159.95(075.8) ББК 88.4я73
ООО «Дрофа», 2005
ISBN 5-7107-8539-3
Предисловие
В данном учебном пособии впервые представлены результаты теоретического анализа, экспериментального опыта работы с неблагополучными семьями, имеющими детей и практического применения такого опыта.
Почему появляются неблагополучные семьи? Почему родители пренебрегают детьми? Почему в семьях складываются тяжелые ситуации и как дети их переживают? Как семья превращается в неблагополучную? Как происходит психическое развитие ребенка в неблагополучной семье? Чем можно помочь семье «группы риска»? Какова методика работы с неблагополучными семьями?
Ответы на эти и другие вопросы можно найти в представленной работе.
Предлагаемый в книге материал поможет всем, кто работает с детьми и подростками «группы риска», а также с их семьями, найти индивидуальный подход к ребенку, определить причины, мешающие ребенку нормально жить и развиваться, оказать ему помощь и поддержку, подобрать виды работы с неблагополучной семьей.
Данное учебное пособие можно использовать при подготовке студентов по специальностям: социальная психология, социальная педагогика, социальная работа. В учебных планах вузов, ведущих соответствующую подготовку, читаются такие курсы, как: «Технологии работы с семьями», «Помощь детям группы риска», «Методика работы социального работника, социального педагога», которые сегодня практически не оснащены методической литературой по работе с семьей.
Учебным пособием могут пользоваться практические работники центров по работе с семьей, социальной защиты, социальные педагоги образовательных учреждений, а также специалисты дет-
ских домов, школ-интернатов, приютов, центров реабилитации детей и подростков, центров социального сопровождения.
В учебном пособии использованы материалы исследований А. В. Быкова, Г. В. Семьи, Л. Я. Олиференко.
В сложившихся социально-экономических условиях за последние годы обнаружен значительный рост числа неблагополучных семей, семей «группы риска», который постоянно провоцирует увеличение социального сиротства. Предотвратить это явление — значит вовремя оказать необходимую помощь семье и ребенку в ней.
Оказание помощи семье
1.1. История создания служб по работе с семьей
В современных условиях развития общества проблемы социальной защищенности человека, семьи становятся наиболее актуальными и 11ервоочередными. Население многих стран мира оказалось в крайне сложной ситуации ввиду кризисов в экономике, растущей инфляции, острых межнациональных конфликтов, локальных войн и т. д. При этом резко сокращается рождаемость, возрастает смертность, что приводит к депопуляции населения. Ухудшаются все параметры качества населения — его здоровье, образовательный и профессиональный потенциал, происходит культурно-духовная деградация, особенно среди молодежи, растет девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение — преступность, нарко- и токсикомания, алкоголизм, суицидальное поведение и самоубийства, увеличивается бродяжничество, воровство и т. д.
Решение серьезных социальных проблем в области народонаселения может осуществляться лишь при наличии эффективно действующей системы оказания помощи и поддержки населения (детей, подростков, молодежи, семей с детьми, престарелых, инвалидов и т. д.). До настоящего времени такого рода система не создана ни в одной стране мира, хотя во многих странах приступили к ее созданию достаточно давно. Ранее действующие системы оказания помощи и поддержки нуждающегося населения оказались несостоятельными в настоящее время. Сложилось явно нетерпимое положение, когда старые формы и методы оказания помощи и поддержки нуждающегося населения обнаружили свою несостоятельность, а новая система еще только создается, складывается, формируется.
В последние годы все чаще исследователи, изучающие проблемы современной семьи, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей,
увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье. Можно констатировать, что налицо признаки дезорганизации семьи, кризисности современного этапа ее развития, увеличение количества неблагополучных семейных союзов.
В современных условиях необходимо и полезно всесторонне изучить многолетний опыт создания и функционирования систем оказания помощи и поддержки населению, применяющийся в развитых странах Европы и Америки, добившихся несомненно крупных и осязаемых успехов в этом деле. Учитывая, что в России такая система начинает интенсивно развиваться, весьма полезно было бы разностороннее использование зарубежного опыта, практики с учетом конкретных особенностей России.
Анализ литературных источников, монографий и исследований на данную тему позволил выделить две модели социальной поддержки населения. Первая модель — американская, направленная на уменьшение влияния государственных структур, опору на собственные силы, личную инициативу. Вторая модель — европейская, предусматривающая существенное влияние государственных и общественных структур на семью и ее членов.
В настоящее время семью исследуют различные науки: социология, демография, этика, психология, педагогика. Расширяется сеть институтов, оказывающих помощь семье (генетических, юридических служб, агентств, консультаций, служб знакомств). При этом каждая наука имеет свои понятия, которые достаточно специфично описывают семейные явления. Общим для всех наук в изучении семьи является использование понятия благополучной и неблагополучной семьи. Другие основные характеристики семьи, такие как функции, роли, структура и т.д. также имеют место в различных науках.
1.2. Характеристика благополучной семьи
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции. Их количество может сильно варьироваться в зависимости от потребностей, которые удовлетворяются в семье.
В связи с отсутствием достаточно четкого определения потребностей, которые удовлетворяются семьей, различные исследователи выделяют и отличающиеся друг от друга функции семьи. Большинство исследователей рассматривают следующие функции: воспита-
тельиую, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, сексуально-эро-тическую, духовного общения, социального контроля, приумножения и передачи по наследству частной собственности. Отдельные авторы выделяют также экономическую, репродуктивную, рекре-ативную (восстановления), заботы о доме, социализирующую (со-циальные умения, навыки), терапевтическую (привязанность, под-цержка) функции. Между тем главная функция семьи — репродуктивная, т.е. обеспечение появления и воспитания потомства, порождает все остальные функции и определяет задачи, стоящие перед семьей.
Вопрос о том, что представляет собой благополучная семья, довольно сложный. Если за основу различения благополучной и неблагополучной семьи взять выполнение функций, то к благополуч-ной семье мы отнесем ту, в которой все функции выполняются. В то же время, является ли отсутствие некоторых функций причиной для отнесения семьи к категории неблагополучных и необходимостью вмешательства в семью сторонних лиц? Мы можем предположить, что будет в семье при отсутствии выполнения ею какой-либо отдельной функции, однако формальных оснований для отнесения се к неблагополучным при этом еще нет. Наиболее сложным моментом при рассмотрении функций семьи является определение потребностей, удовлетворяемых семьей. К ним относят потребности общества, социальных групп, самой семьи и отдельных индивидов.
Как показывают научные исследования, высокий уровень развития цивилизации связан с увеличением длительности детства. Чем выше уровень цивилизации, тем дольше длится человеческое детство. Социализация современного ребенка (его врастание в сообщество взрослых) включает и время, затраченное на получение образования. Процесс выращивания и воспитания ребенка включает не только биологическое его выживание, но и усвоение основных духовных ценностей человечества, в первую очередь у его родителей.
В процессе работы с семьей специалистам необходимо анализировать наличие и выполнение всех функций семьи. Такой анализ позволит:
? найти слабые места в семье
? выделить критические моменты в жизни семьи
? найти те функции, в выполнении которых семья испытывает
затруднения
? выявить взаимосвязь функций и проблем семьи
? найти причины слабого выполнения отдельных функций
? выделить ключевую, главную функцию, которая провоцирует
проблемы.
Современные гуманитарные науки используют понятие дето-центризма — признания ребенка и родительской любви в качестве высоких нравственных ценностей. Эта позиция показывает, что заботы и интересы взрослых должны быть сосредоточены вокруг нужд ребенка, что позволяет ориентировать семью на повышение социального уровня, формирование родительских чувств, родительского долга. При этом общество признает интересы ребенка приоритетными в жизни семьи. Как показывает практика работы с семьей, интересы ребенка не всегда являются главными в семье. Они вступают в конкуренцию с такими ценностями, как личная жизнь родителей, их свободное время, личностный рост и карьера. В то же время, чрезмерная забота о ребенке отрицательно сказывается на составе семьи (она уменьшается за счет детей): стремление соблюдать интересы детей не способствует увеличению их числа в семье, так как возрастает необходимость создания для них наилучших условий.
Социальное возвышение детства привело к развитию родительских чувств, родительского долга, утвердилось в общественном сознании как нравственная ценность и с XVIII века является неотъемлемой характеристикой семьи, получает всеобщее признание, становится частью этического кодекса.
Выращивание ребенка в семье порождает усиление ее экономической функции — обеспечения жизнедеятельности семьи, так как семья обеспечивает здоровье, воспитание и образование ребенка. Экономическая база семьи определяет возможности, которые может получить растущий ребенок. Совместное воспитание ребенка обоими супругами делает семью психологически привлекательным и исторически устойчивым образованием. Экономическая функция семьи способствует обеспечению педагогической, воспитательной функции семьи, которая проявляется в психологической защищенности, развитию личности и формированию позитивной «я»-концепции всех ее членов.
Учитывая важность и значимость семьи для развития человека, постараемся охарактеризовать благополучную семью. Во-первых, это семья, которая выполняет все функции. Во-вторых, такая семья должна состоять из родителей и детей (не менее трех). В современной ситуации в обществе семья, имеющая трех детей, является многодетной. Двадцать лет назад многодетной семьей считалась семья с пятью детьми. В-третьих, все члены благополучной семьи связаны между собой невидимыми эмоциональными и межличностными связями, которые формируют семейное «я» человека. Эти связи редко когда оцениваются членами семьи, но значи-
тельно ощущаются в тот момент, когда они прерываются. Семейные связи позволяют человеку сохранять свое психологическое олагополучие, овладевать семейными ролями, быть стрессоустойчивым, верить в будущее, чувствовать свою правоту.
В большой семье возникают микрогруппы, которые способствуют объединению членов семьи по интересам и духовной близости, взаимному притяжению членов семьи, которое значительно выше, чем среди просто знакомых людей. Взаимное притяжение определяется эмоциональной и исторической памятью семьи, чувством определенной защищенности, вызванным мифами, легендами, рассказами о поступках членов семьи, родственников, их подвигах и т. д. Жизнь в семье способствует тому, что складываются общие привычки и традиции, стереотипы поведения, определяющие облик всей «фамилии». Члены семьи обладают общим психосемантическим полем, которое дает возможность многое подразумевать, при этом общение становится более близким, продуктивным, помогающим снимать смысловые барьеры, проблемы.
Семья является сложным образованием. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью норм, санкций, образцов поведения, и в то же время является объектом семейной и демографической политики. В семье происходит регламентация отношений между супругами, родителями, детьми и родственниками. С точки зрения взаимоотношений ее членов семья рассматривается как малая группа, связанная взаимной моральной ответственностью и психологической поддержкой. Все члены семьи знают, что хорошо и что плохо, какие поступки не одобряются в семье, а какими гордятся. Человек, живущий в семье, часто не задумывается о своем личностном выборе, многих решениях, так как они приняты на основе системы семейных правил.
В семье складывается внутренняя система оценок, которая позволяет человеку узнавать и создавать представление о себе: любимый он или нежеланный, добрый или злой, красивый или невзрачный, соответствует ли он социальным нормам и требованиям. Традиции, семейные нормы играют защитную роль, ограничивают пространство личной ответственности человека семейными рамками, формируют самосознание посредством предъявления образцов поведения. Таким образом, в семье естественно складываются необходимые условия для естественного нормального психического развития, которые невозможно создать искусственно, вне семьи.
Женитьба, замужество, новая
семейная пара в обществе
Семья с маленькими детьми
Семейные связи, эмоциональные, иррациональные и во многом бессознательные, могут по-разному влиять на человека. В случае, если человек испытывает зависимость от родительской семьи, у него появляются жизненные сценарии, формирующие его судьбу Они, как правило, повторяют родительскую семью. Сценарий отличается тем, что он формируется в раннем детстве родителями, включает особый образ жизни, который приносит успех или неудачу, вызывает доверие и убежденность человека, создавая при этом его индивидуальный миф.
Характеристика на неблагополучную семью образец
Характеристика
на семью _______________
учащегося 5 класса
МОУ СОШ №____ г.________
проживающего по адресу ____________
Мальчик, ______ года рождения, воспитывается в неполной, малообеспеченной семье. Мама ___________, не работает.
Мальчик проживает в двухкомнатной полублагоустроенной квартире вместе с бабушкой, дедушкой, тётей, сестрой и мамой (всего 6 человек). Доход семьи - это зарплата и пенсия бабушки, которая работает в психиатрической больнице, пенсия дедушки, пенсия на детей по потере кормильца (отец, _______, умер почти сразу после рождения сына) и детское пособие.
Анализ материально-бытовых условий показывает, что санитарное состояние квартиры не удовлетворительно, в ней давно не убирались, кругом пыль и мусор. В квартире имеется вся необходимая мебель, но она старая. Место для подготовки уроков у мальчика имеется.
Внешне мальчик всегда одет в костюм, но вещи давно не обновлялись, поэтому он выглядит неопрятно.
Воспитанием сына мама практически не занимается, в домашней и хозяйственной работе ребёнок не задействован. По словам сестры, он часто, много гуляет на улице. У него имеются друзья старше него.
В школе Кирилл получает бесплатное питание.
Директор школы _____________
Классный руководитель: _______
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен только фрагмент материала.
Характеристика на трудную ученицу из неблагополучной семьи
Имя и фамилия ученицы вымышленные. Такая ученица не учится и не училась в нашей школе. Все совпадения носят случайный характер
Характеристика
на ученицу 7 класса филиала МОУ СОШ №3 г.Гусева
«СОШ в п. Михайлово» Иванову Викторию Николаевну
Иванова Виктория родилась 25 января 1995 года в г. Кызыл республики Тыва. Проживает в Гусевском районе, пос.Майское, ул. Центральная, д. 6. Обучается в филиале МОУ СОШ № 3 «СОШ в п. Михайлово» с 1 сентября 2009 года. Прибыла из МОУ СОШ № 3 г. Черняховска Калининградской области. За время обучения сменила 7 учебных заведений. В 7 классе была оставлена на повторное обучение. Имела годовые неудовлетворительные оценки по алгебре, геометрии, истории Отечества, иностранному языку.
Воспитывается в неполной многодетной семье матерью Ивановой Светланой Игоревной. У Виктории две младшие сестры. Виктория курит.
Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины наблюдается неадекватная смена настроений.
Виктория, вероятно, из-за частой смены школ, частого пропуска уроков, недостаточной домашней подготовки имеет большие пробелы в знаниях по многим предметам. Мотивация к учению слабая. Внимание на уроке неустойчивое, часто забывает тетради, ручки. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. Медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроках. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. Не организована. Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Виктория часто не выполняет домашнее задание, отвлекается на уроках, нарушает дисциплину, мешает другим ученикам работать на уроках, прячет дневник. На замечания учителей не реагирует должным образом или отвечает грубостью, руганью. Очень часто пропускает уроки без уважительных причин.
Не проявляет инициативы в общественной деятельности. Нередко отказывается участвовать в общественных делах, старается уклониться от любой работы. Часто не выполняет свои обязанности по самообслуживанию (дежурство по школе, дежурство по классу, участие в трудовых субботниках) или выполняет очень небрежно после многократных напоминаний.
По характеру девочка замкнутая, упрямая, склонна ко лжи. Виктория плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности. Имеет повышенную эмоциональную возбудимость, склона к бурным эмоциональным проявлениям. Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. Часто не может подавить нежелательные эмоции, наблюдались случаи сквернословия. Всегда резка, невыдержанна как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других учащихся, грубит, применяет физическую силу.
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. Нарушает Устав школы. Отказывается выполнять требования учителей. Оказывает негативное влияние на одноклассников.
В классе авторитетом не пользуется.
Хотя Виктория трудный подросток, состояла в Черняховске на учете в милиции, мать, несмотря на многократные приглашения, посетить школу отказывалась. Общение с матерью Виктории происходит по телефону. Мать Виктории во всем обвиняет школу, и оказать влияния на дочь уже не может.
Источники:
Следующие:
21 апреля 2022 года