Первое сентября. Портфолио ученика старших классов - образец с описанием
Портфолио старшеклассника: пример и описание
Хорошим примером портфолио старшеклассника может служить вариант, разработанный психологами одной из российских гимназий и получивший название "Копилка успеха". Как отмечают сами разработчики, их вариант портфолио помогает решить сразу две задачи. Первая - ученик хранит все свидетельства своих достижений (грамоты, дипломы, благодарственные письма, лучшие работы и т.п.) в одном месте, что значительно облегчает их поиск в случае необходимости (хранить их так будет удобно и впоследствии, когда все эти подтверждения станут не столь актуальны, но будут дороги самому человеку). Вторая - формируя портфолио, старшеклассник учится систематизировать информацию, которая ему полезна и интересна.
Этот вариант портфолио имеет очень простую структуру. Он состоит всего из четырех разделов: "Мой портрет", "Мои цели", "Мои достижения", "Копилка" и "Я учусь учиться".
Раздел "Мой портрет", в свою очередь, включает два подраздела - "Мой характер" и "Я в школе". В первом старшеклассник должен рассказать о себе: описать особенности своего характера, любимые дела и занятия, хобби. Во втором подразделе ему следует рассказать о школе, где он учится, классе, своих любимых учителях, друзьях и т.п.
Раздел "Мои цели" состоит из трех подразделов. В первом, который называется "Мои цели", старшекласснику надлежит сформулировать цели, который он ставит перед собой на учебный год в целом и каждую четверть. Для каждой цели должна быть составлена таблица пошагового продвижения к ней, иначе говоря, она должна включать перечень задач, приближающих ученика к достижению целей. Каждой цели должна соответствовать своя табличка. Свое приближение к цели старшеклассник должен отражать в третьем подразделе, который называется "Лестница успеха". При желании можно действительно графически представить ее в виде лестницы, по которой продвигается старшеклассник по пути к цели: каждый шаг - одна ступенька.
В разделе "Мои достижения" предусмотрены два подраздела - для лучших работ и для наград. Этот раздел рекомендуется подвергать ежемесячной ревизии: награды можно не трогать, а вот лучшие работы пересматривать и заменять теми, которые ученик считает еще лучшими.
Раздел "Копилка" должен содержать различные рабочие материалы: планы, расписания и прочее в зависимости от конкретной ситуации.
Раздел же "Я учусь учиться" предназначен для материалов, связанных с конкретными программами, которые реализуются в гимназии, где было разработано портфолио. Это различные карты памяти, памятки, таблицы и т.п. Если в конкретной школе есть аналогичные программы, раздел может использоваться для них. Если же нет, можно без него обойтись или найти ему другое применение (и название) в зависимости от содержания работы школы.
Портфолио старшеклассника: свобода творчества
При выборе варианта портфолио для школьника надо понимать, что любой из имеющихся образцов служит лишь примером, которому не обязательно слепо следовать. Любой из них можно использовать как основу для собственных творческих поисков применительно к учебному процессу в конкретном образовательном учреждении.
Тема: Представления старшеклассников о партнере по общению
Оглавление
Введение
Глава 1.Характеристика сознания и самосознания старшеклассника как субъекта общения
1.1 Общение, как ведущая форма деятельности старшеклассника
1.2 Роль сознания и самосознания в процессе общения
1.3 Роль идеалов и антиидеалов в процессе общения старшеклассников
Глава 2. Содержание идеальных и антиидеальных представлений старшеклассников о партнерах по общению противоположного пола
Литература
Приложение
Введение
Человек, как известно, существо общественное. Он живет в социуме, поглощённый общением с себе подобными. Именно в процессе общения человек решает большинство своих проблем, находит друзей, спутников жизни, получает нужную информацию. Потребность в общении является ведущей для человека.
Человек не может продуктивно общаться, если у него не развито самосознание. Развитие и становление самосознания - центральная проблема переходного возраста. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания и эмоции, человек заново открывает для себя окружающий мир. Для молодых людей это особенно важно, так как в процессе самосознания формируются идеальные и антиидеальные представления о людях вообще и партнёрах по общению в частности. Эти представления во многом влияют на то, как общается молодой человек.
Общение со своими сверстниками это, несомненно, один из важнейших факторов в жизни юноши. От сверстников он узнаёт те новости, которые не может узнать дома, он может поделиться своими проблемами, раскрыть себя. Наверняка у каждого молодого человека есть определённые критерии, по которым он выбирает с кем ему общаться, а с кем нет. Во многом такой отбор носит несознательный характер. В то же время, такие представления об идеальном и антиидеальном партнёре по общению, различны у юношей и девушек.
Изучению данной проблемы посвящено довольно много психологических исследований, но далеко не все вопросы подробно рассмотрены. В частности, мы не нашли работ, в которых подробно анализировались идеальные и антиидеальные представления старшеклассников о своих партнерах по общению. С другой стороны, время не стоит на месте, меняются взгляды, вкусы, а главное меняется сама молодежь, ее представления об идеальных и антиидеальных партнерах по общению. Поэтому существует острая необходимость в уточнении результатов ранее проводимых исследований. С этой целью, мы организовали специальное исследование старшеклассников одной из школ г. Ярославля, результаты которого представлены в настоящей работе.
Итак, объектом нашего исследования является самосознание юношей и девушек, обучающихся в 10-11 классах.
В качестве предмета исследования выступают представления старшеклассников о характерологических качествах, которые, по их мнению, присущи идеальному и антиидеальному партнеру по общению.
Принимая во внимание всё сказанное выше, цель нашего исследования заключается в том, что бы выявить характерологические качества, которые старшеклассники оценивают как идеальные и антиидеальные у партнёра по общению противоположенного пола.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1.Рассмотреть основные подходы к анализу сознания и самосознания у подростка в психологической литературе.
2.Описать идеалы и антиидеалы партнёра по общению у девушек.
3.Описать идеалы и антиидеалы партнёра по общению у юношей.
4.Выявить различия в представлениях юношей и девушек об идеальном и антиидеальном партнёре по общению.
Основные гипотезы исследования:
1.Представления девушек о юношах являются более дифференцированными и разверными, чем у юношей о девушках.
2.Ведущую роль в регуляции коммуникативного поведения юношей и девушек играют представления об антиидельном партнере, то есть они более четко дифференцируют негативные образцы.
Глава 1. Характеристика сознания и самосознания старшеклассника как субъекта общения
Опираясь на имеющуюся в нашем распоряжении психологическую литературу, в этой главе мы проанализируем содержание основных понятий, которые будут использованы в работе. Это такие понятия как общение, сознание, самосознание, Я-концепция, оценка и самооценка, идеал и антиидеал.
1.1 Общение, как ведущая форма деятельности старшеклассника
Общение – это одна из важнейших форм жизнедеятельности человека. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
В общении человек самоопределяется и самореализуется, именно благодаря общению мы обнаруживаем свои индивидуальные особенности. Одной из важнейших функций общения, является самовыражение, которое ориентированно на поиск и достижение взаимного понимания. Выделяются и другие функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, оказания влияния и другие [5, стр.245].
Особенно важно общение для молодёжи [4, стр.128-129]. Во-первых, в процессе общения со сверстниками, подростки и юноши узнают те необходимые вещи, которые по тем или иным причинам им не сообщают дома.
Во-вторых, общение-это специфический вид эмоционального контакта. Для молодёжи общение-это, во многом, способ самовыражения. Для самоуважения молодого человека, его успех в контакте с себе подобными имеет решающее значение.
В-третьих, общение можно назвать одной из форм межличностных отношений. Контакт со сверстниками и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия у молодого человека.
1.2 Роль сознания и самосознания в процессе общения
Важную роль в общении играют представления о себе и о партнёре по общению. Эти представления формируются на уровне сознания и самосознания, в процессе познания человека человеком [1, стр.5]. В психологии сознание рассматривается, как высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, как общественно-историческому существу.
Благодаря сознанию, у человека формируется внутреннее отражение окружающего мира, выстраивается его модель. Во многом, сознание определяет предварительное мысленное построение действий, прогнозирование их последствий, контроль и управление поведением человека.
Как основное свойство сознания, в настоящее время, выделяют построение отношений. Вообще, сознание, по своему существу, носит глубоко общественный характер. Мерилом для человека, в его отношении к себе, являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый контакт меняет представление человека о себе. Оценки самого себя с точки зрения тех людей, с которыми он общается, делают человека более многогранным. Сознательное поведение является не только проявлением того, каков человек на самом деле, а так же это результат представлений человека о себе, сложившийся на основе общения с ним окружающих. Таким образом, можно сказать, что сознание является не просто важнейшим фактором, влияющим на общение, а также сознание-это один из механизмов общения.
Ещё большую роль в жизни человека играет самосознание. Самосознание - это один из наиболее высокоорганизованных психических процессов. Оно формируется в процессе общения с людьми, главным образом с теми, с кем возникают наиболее значимые важные контакты. Главная функция самосознания - это не только сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков, но также дать возможность оценить себя, свои качества [2, стр.195].
Я-концепция является одним из феноменов самосознания . Я-концепция -это относительно устойчивая, большей или меньшей степени осознанная, система преставлений человека о себе, на основе которой он и строит своё взаимодействие с другими людьми, относится к себе. Я-концепция включает в себя следующие компоненты: Я-реальное (представление о себе в настоящее время), Я-идеальное (каким должен бы стать) и другие [ 5, стр. 475-476].
Такие представления о себе человек в процессе общения переносит и на других: то есть он ищет в своём партнёре по общению те идеальные, а иногда и антиидеальные качества, которые присущи, по его мнению, ему самому.
Как отмечает Знаков В.В. [3, стр.10], наличие точных представлений человека о себе и о партнерах по общению, является основным условием понимания и взаимопонимания людей, а, следовательно, ведущим условием эффективного общения.
1.3 Роль идеалов и антиидеалов в процессе общения старшеклассников
Другим важным компонентом самосознания являются идеалы человека. Идеал – это образ, который служит для человека образцом. Идеал представляет собой то, к чему человек стремится, каким бы он желал быть на самом деле [6, стр.637]. Особенностью идеала является то, что человек никогда не может его достигнуть. Потому что при достижении идеала он просто исчезает и на его месте должен появиться другой образец для подражания.
Наряду с идеалами, у человека есть и антиидеалы. Антиидеал - это такой образец, на который не хочет походить человек. Идеал и антиидеал задают пространство саморазвития человека, а так же оценочное пространство для выработки отношения к людям.
Идеалы и антиидеалы формируются под влиянием социальной среды. Механизм их формирования зависит от стадии (уровня) развития человека. Так, например, для младшего подростка в качестве идеала, чаще всего, выступает конкретный человек (учитель, герой кинофильма). Старшие подростки обладают идеалами, которые формируются как синтез качеств, которые характерны для разных людей. В процессе общения старшеклассники моделируют не только идеалы своего собственного развития, но и идеальные - антиидеальные представления о том, с кем бы им хотелось общаться, взаимодействовать, учиться, а с кем бы не хотелось. Вот эти идеалы и антиидеалы как раз и регулируют поиск партнёров по общению и процесс взаимодействия с другими людьми. Они могут касаться как партнёров одного пола, так и противоположного.
Кон И.С. пишет, что для юношей и девушек характерна такая ситуация, когда у них отсутствуют чёткие идеалы, но зато хорошо представлены антиидеалы [4].В этом случае поведение и развитие идёт от противного, то есть молодой человек точно знает, что ему не нужно, но не представляет, чего же он хочет.
В ходе теоретического анализа, проведенного выше, мы определили основные понятия, изучению которых посвящена эмпирическая часть работы. Обратимся к обсуждению методики исследования и полученных результатов.
Глава 2. Содержание идеальных и антиидеальных представлений старшеклассников о партнерах по общению противоположного пола
В этой части работы будет описана процедура и методика эмпирического исследования, дана характеристика выборки испытуемых. Основное внимание уделяется обсуждению и интерпретации полученных результатов.
2.1 Описание методики исследования
Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к изучению представлений людей о партнёрах по общению. Мы в нашем исследовании применялся вариант методики Будасси, которая разработана для изучения самооценки и критичности человека.
В данной методике используется список 54 характерологических качеств, которые были отобраны автором, как наиболее значимые, при оценке человека (см. Приложение).
В исследовании принимало участие 30 девушек и 28 юношей, учащихся в 10-11 классах (средний возраст 15-16 лет). Исследование проводилось в 4 этапа.
На первом этапе испытуемые рисовали портрет идеального партнёра противоположного пола, с которым им интересно и хочется общаться. Давалась следующая инструкция: Внимательно прочитайте список качеств. Выберите из них 15-20, которые характеризуют ваше представление об идеальном партнёре (юноше/девушке), то есть о человеке, с которым вам интересно и хочется общаться. Запишите их в бланк.
На втором этапе исследования испытуемые создавали портрет антиидеального партнёра по общению, то есть такого человека, с которым не хочется, не интересно общаться. Давалась следующая инструкция: Ещё раз просмотрите список качеств и выпишите на отдельный бланк те, 15-20, которые характеризуют ваше представление об антиидеальном партнёре по общению, то есть юноше (девушке), с которым вам не хотелось бы общаться.
На третьем этапе испытуемые строили портрет реального партнёра по общению, то есть давали характеристику юношам/девушкам, с которыми им реально общаются. На этом этапе давалась следующая инструкция: Внимательно просмотрите ваши списки идеальных и антиидеальных партнёров по общению и подчеркните те качества, которыми обладают юноши (или девушки) с которыми вам реально приходится общаться.
На четвертом этапе мы пытались выяснить, представляют ли девушки и юноши, какие требования к ним, как участникам общения, предъявляют представители противоположного пола. Юношам давалась следующая инструкция: Просмотрев список 54 качеств, выберите из них те, которые наиболее точно характеризуют идеального юношу с точки зрения девушек. Запишите их в бланк ответа. Девушки получали следующую инструкцию: Просмотрев список 54 характерологических качеств, выберите из него те, которые наиболее точно описывают идеальную девушку с точки зрения юношей. Запишите их в бланк ответа.
После проведения экспериментов данные обрабатывались отдельно для юношей и отдельно для девушек. Подсчитывались коэффициенты критичности и отношения к партнёрам противоположного пола. Вычислялась частота встречаемости отдельных качеств в идеальном, антиидеальном и реальном портрете личности. При обработке результатов использовались следующие показатели: среднее арифметическое, коэффициент вариации, ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Для оценки статистической значимости коэффициентов корреляции и оценке значимости различий средних показателей использовался критерий Т-Стьюдента для независимых выборок. Полученные данные, представлялись в таблицах. Обратимся к анализу результатов эмпирического исследования.
2.2 Анализ результатов опроса старшеклассников
В ходе количественного анализа использовался процентильный метод группировки данных. Все оценки качеств делились на пять процентильных групп: очень высокая частота встречаемости (81-100 процентиль) высокая частота встречаемости (61-80 процентиль) средняя частота встречаемости (41-60 процентиль) низкая частота встречаемости (21-40 процентиль) и очень низкая частота встречаемости (0-20 процентиль). В ходе анализа использовались оценки, которые попадали в первые две группы, как наиболее значимые.
Идеалы юношей и девушек ( см. табл. 1 ). К идеальным качествам юноши, как партнера по общению, девушки отнесли 9 качеств:
- жизнерадостность, заботливость, искренность, нежность, обаяние, отзывчивость (очень высокая значимость)
- аккуратность, решительность, терпеливость (высокая значимость).
К идеальным качествам девушек, как партнеров по общению, юноши относят 8 качеств:
- жизнерадостность, искренность, нежность, обаяние (очень высокая значимость)
- аккуратность, заботливость, отзывчивость, страстность (высокая значимость).
Таблица 1. Представление старшеклассников об идеальном партнёре.
Характеристика на ученика
Одним из самых эффективных способов раскрытия индивидуально-психологических особенностей учащихся является составление характеристики на ученика (группы учеников). Если она разработана грамотно, то новый преподаватель намного быстрее найдет подход к учащимся, необъективно составленная характеристика может оказать отрицательное влияние на взаимоотношения между преподавателем и учеником.
На практике характеристики составляются как в свободной форме, так и по рекомендации педагогической науки. Они сильно отличаются друг от друга и имеют свои достоинства и недостатки.
Проанализировав все виды характеристик, можно выделить определенные требования, которые должны применяться при составлении характеристики на ученика:
- Она должна показывать индивидуальные и психологические особенности ученика, которые проявляются в процессе обучения и поведении.
- Формировать группы учеников по уровню преобладания различных особенностей.
- Схема составления характеристики должна быть стандартной.
- Она должна легко читаться и быть понятной для преподавателей, которые не знают характеризуемого школьника.
- Ее составление не должно быть трудоемким.
Используя вышеперечисленные требования, была создана "Психолого-педагогическая карта учащегося", которая дает беспристрастную характеристику на школьника.
В этой карте индивидуально-психологические особенности школьника отображены в виде шкал, края которых отображают минимальную и максимальную степень этих особенностей. При заполнении на шкале отмечают степень выраженности той или иной особенности. Это позволяет преподавателю выявить отношения между учителем и учеником и учесть конфликтные зоны общения. Карту рекомендуют заполнять на каждого ученика в конце определенных стадий обучения:
3 класс – учитель начальной школы составляет обобщенные сведения о школьнике для педагога средней школы.
7 класс – составляется при выборе профилирующего направления (колледж, ПТУ).
9 класс – она необходима для обнаружения профессиональных способностей школьника, для его дальнейшего поступления в ВУЗ.
Для тех, кто обучается по программе 11 классов. то карты необходимы в 4, 8,10 классах.
Скачать образцы и примеры
7 класса
Психолого-педагогическая характеристика на ученика коррекционной школы.
Характеристику на ученика прислала: Лухтанова Виктория, учитель трудового обучения, классный руководитель в 9 классе, общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Психолого-педагогическая характеристика на ученика 9 класса КГСОУ
__________ специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
___________________ Виктора, 22. 11. 1992 г. р.
Витя поступил в школу в возрасте 9 лет, в 2001 году. Ранее обучался в ____________начальной школе. Живут с отчимом, который нигде не работает, семья малообеспеченная, многодетная, все взрослые члены семьи курят, в том числе и в доме, при малолетних детях.
Физическое развитие подростка среднее, страдает язвой желудка, обостряющейся осенью и весной, часто болеет простудными заболеваниями. У Вити низкий уровень развития моторики, движения недостаточно скоординированы.
Подросток не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевает слабо. Уровень обученности низкий. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения. На уроках отвлекается на внешние раздражители. Нарушения чтения и письма у Вити обусловлены системными нарушениями речи. При выполнении учебных заданий не способен переключаться с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё указано. Требуется время на врабатываемость. Читает Виктор монотонно, по слогам и замедленно, пропускает буквы и слоги, читает неправильно окончания. Стихи не учит. Прочитанный текст из-за ошибок понимает до конца не всегда, пересказывает самостоятельно. Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы, решить примеры логической направленности. Словарный запас незначительный.
Записи в тетрадях делает неаккуратно, небрежно, пишет с множеством ошибок. Слабо владеет навыками работы с инструментами. По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок, не всегда понимает смысла задачи. В учебной деятельности подросток нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока.
Ранее трудовое обучение по состоянию здоровья проходил по профилю обслуживающий труд, сейчас обучается по профилю штукатурно - -малярное дело, отношение к данному профилю нейтральное. При усвоении технико - технологических знаний нуждается в помощи учителя. В заданиях самостоятельно не ориентируется, нуждается в дополнительных пояснениях учителя, анализом ошибок и самоконтролем не владеет, разметку не выполняет, отчёт о проделанной работе делает под руководством учителя. Навыками работы с инструментами Витя не владеет. При выполнении трудовых операций быстро утомляется, не способен к волевому усилию. Ранее усвоенные знания подросток в работе не применяет. Трудности преодолевает только с помощью учителя.
Витя эмоционально неуравновешен. В сложных ситуациях возможны импульсивность, агрессивность, которые носят защитный характер. Активен в общении со сверстниками, но взаимоотношения поверхностны. Предпочитает игровую деятельность, эмоционально незрел. К конфликтам не склонен, добродушен, готов помочь товарищу. Самооценка адекватная, старается соблюдать принятые правила и нормы. Способен контролировать свои эмоции. У Вити не сформированы санитарно - гигиенические навыки, подросток грязный, неопрятный, за собой не следит и к своему внешнему виду равнодушен. Нужен постоянный контроль за внешним видом, чистотой одежды, рук, прической.
Характеристика на ученика / ученицу выдана для предъявления в ___________
15.09. 2008 год.
Директор школы ______________________
Классный руководитель _________________
Приведенная характеристика на ученика является примерной. Естественно, каждый ученик индивидуален и нельзя разработать абсолютно универсальный шаблон психолого-педагогической характеристики на ученика
Психолого-педагогическая характеристика на ученика коррекционной школы.
Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:
Структура и рекомендации. Бесплатные шаблоны.
Структура портфолио.
Индивидуальная накопительная рабочая папка включает в себя:
Титульный лист (обложку)
II блок «Портфолио документов»
II блок «Курсы по выбору»
IV блок «Олимпиады»
V блок «Конкурсы»
VI блок «Исследовательская деятельность»
VII блок «Дополнительное образование».
БЛОК I. Информация о владельце портфолио.
МОЙ ПОРТРЕТ - цели, самоанализ, результаты психологических диагностик, автобиография. Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио.
Автобиография. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики. Информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности. Узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует их достижение. Также проводит самоанализ итогов года.
Источники:
Следующие:
21 апреля 2022 года