Главная » Оформление решений

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

8 800 707-26-38

Образец решения выездной проверки

sss

Акт выездной проверки

Акт – документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает установленные события или факты. Для акта выездной проверки имеется унифицированная форма, утвержденная нормативными актами и обязательная для применения. Она представлена ниже. Необходимо также иметь в виду, что кроме унифицированных форм актов многие министерства (ведомства) утверждают специальные инструкции, правила о порядке составления актов.

Образец акта выездной проверки

АКТ N __________

ВЫЕЗДНОЙ (ПОВТОРНОЙ ВЫЕЗДНОЙ) НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

(полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП Ф.И.О. физического лица, ИНН)

(место составления) (дата)

Нами (мною), (должности, Ф.И.О. сотрудников налогового органа с указанием руководителя проверяющей группы (бригады), наименование налогового органа, который они представляют, и сотрудников органа внутренних дел) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) (наименование налогового органа)_____________ от __________ N ________ с изменениями (дополнениями), внесенными решением руководителя (заместителя руководителя) (наименование налогового органа)________ от __________ N _______ проведена выездная (повторная выездная) налоговая проверка (полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП Ф.И.О. физического лица, ИНН) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: (указывается перечень проверяемых налогов и сборов либо указание на проведение выездной налоговой проверки “по всем налогам и сборам”) за период с _________________ по ___________________.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах.

1. Общие положения

1.1. Место проведения проверки (территория проверяемого лица либо место нахождения налогового органа) (дата) (дата)

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) (наименование налогового органа)_________ от _______________ N _________ (Ф.И.О.) (дата) выездная (повторная выездная) проверка была приостановлена с ______ (дата)

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) (наименование налогового органа)________ от _____________ N ____________ выездная (повторная выездная) проверка была возобновлена с ______(дата).

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) (наименование налогового органа)___ от __________ N _________ срок проведения выездной (повторной выездной) проверки был продлен на (срок продления).

1.3. Должностными лицами (руководитель, главный бухгалтер либо лица, исполняющие их обязанности) организации (филиала, представительства, иного обособленного подразделения) в проверяемом периоде являлись:

(наименование должности) (Ф.И.О.)

(наименование должности) (Ф.И.О.)

1.4. Место нахождения организации (филиала, представительства, иного обособленного подразделения) или место жительства физического лица:

Место осуществления деятельности (указывается в случае осуществления организацией (филиалом, представительством, иным обособленным подразделением) (индивидуальным предпринимателем) своей деятельности не по месту государственной регистрации организации (филиала, представительства, иного обособленного подразделения) (месту жительства индивидуального предпринимателя))

1.5. (полное наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)имеет лицензию N __________________ от _________________, выданную (наименование органа, выдавшего лицензию) на осуществление (указывается лицензируемый вид деятельности и приводятся данные о наличии всех лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, а также сроки начала и окончания действия лицензии)

1.6. Фактически за проверяемый период организация (филиал, представительство) (индивидуальный предприниматель) осуществляла: (указываются виды деятельности)

Виды деятельности, запрещенные действующим законодательством: (не указывается при отсутствии таких видов деятельности)

Виды деятельности без наличия необходимой лицензии:

(не указывается при отсутствии таких видов деятельности)

1.7. Настоящая выездная (повторная выездная) налоговая проверка проведена (сплошным, выборочным)методом проверки представленных документов: (указываются виды проверенных документов и при необходимости перечень конкретных документов)

1.8. В ходе настоящей налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля: (указываются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки)

2. Настоящей проверкой установлено следующее: (приводятся документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах или указание на отсутствие таких фактов)

3. Выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неуплата (неполная уплата) (наименование налога (сбора))_____ в сумме ___________ руб. в том числе:

за (налоговый (отчетный) период) в сумме _________ руб.

за (налоговый (отчетный) период) в сумме _________ руб.

3.1.2. Итого неуплата (неполная уплата) налогов (сборов) установлена в сумме ____________ руб.

3.1.3. Удержан налоговым агентом, но не перечислен (не полностью перечислен) налог (наименование налога)

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

3.1.4. Неудержание и неперечисление налоговым агентом суммы налога (наименование налога) в размере __________ руб. в том числе:

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

3.1.5. Завышение убытков, исчисленных налогоплательщиком: по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в сумме _________ руб. в том числе:

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

- при применении специального налогового режима (указать применяемый специальный налоговый режим) в сумме _________ руб. в том числе:

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

3.1.6. Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета, в сумме _________ руб. в том числе:

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

3.1.7. Исчисление в завышенных размерах сумм налогов (сборов):

(наименование налога (сбора)) за (налоговый период) – _____ руб.

(наименование налога (сбора)) за (налоговый период) – _____ руб.

3.1.8. (приводятся сведения о других установленных проверкой фактах нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельствах)

3.2.1. Взыскать с (сокращенное наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя или Ф.И.О. физического лица)

а) суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) (неперечисленных (не полностью перечисленных)) налогов (сборов) в размере ___________ руб. в том числе:(наименование налога (сбора)) за (налоговый период) – _____ руб.

(наименование налога (сбора)) за (налоговый период) – _____ руб.

б) пени за несвоевременную уплату или неуплату (несвоевременное перечисление или неперечисление) налогов (сборов)

3.2.2. Удержать и перечислить в бюджет сумму не удержанного налога (наименование налога)________ в сумме _____________ руб.

3.2.3. Уменьшить убытки, исчисленные налогоплательщиком:

- по данным налогового учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль:

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

- при применении специального налогового режима (указать применяемый специальный налоговый режим)

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

3.2.4. Уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в сумме ______ руб. в том числе:

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

за (налоговый период) в сумме _________ руб.

3.2.5. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета

3.2.6. (приводятся другие предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах)

3.2.7. Привлечь (сокращенное наименование организации, или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя или Ф.И.О. физического лица) к налоговой ответственности, предусмотренной:

а) пунктом ____________ статьи ____________ Налогового кодекса Российской Федерации за (указывается состав налогового правонарушения)

б) ___________________________________________________________

Приложения: на _______ листах.

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте выездной (повторной выездной) налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в (наименование налогового органа) письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Подписи лиц, проводивших проверку

Подпись руководителя организации (физического лица)

Экземпляр акта с _________________ приложениями на ____ листах (количество приложений) получил: (должность, Ф.И.О. руководителя организации или Ф.И.О. физического лица (Ф.И.О. их представителя))

(дата) (подпись)

Если необходимо, акт выездной проверки могут сопровождать другие документы: акт о воспрепятствовании доступа должностных лиц и так далее. При повторной выездной проверке та же форма используется, что и при первичной.

Готовимся к выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка - нелегкое испытание для каждого предпринимателя. Несмотря на то что основными объектами проверок являются юридические лица, коммерсантов инспекторы проверяют с не меньшей тщательностью. Чтобы понять основные принципы проведения и планирования выездных проверок . заглянем по ту сторону баррикад.

Претенденты для контроля отбираются по 12 Критериям, утвержденным Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (далее - Приказ). Назовем некоторые из них, касающиеся предпринимателей:

- налоговая нагрузка, то есть сумма налогов, уплачиваемых коммерсантом, ниже среднего уровня по конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Средние данные приводятся в Приложении N 3 к Приказу

- непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности

- среднемесячная зарплата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте

- суммы расхода максимально приближены к величине дохода коммерсанта (в общей сумме дохода доля затрат превышает 83 процента).

- неоднократное приближение к предельному значению показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

Основы ревизии

Выездная проверка проводится только на основании решения руководителя инспекции (его заместителя). В рамках выездного контроля может рассматриваться период, не превышающий трех календарных лет . предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки рассматривается период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ), то есть это может быть период за пределами трехгодичного срока. Однако оштрафовать за этот период коммерсанта не смогут, поскольку действует срок давности.

В решении о проведении проверки обязательно указывается период, который подлежит контролю, а также перечисляются проверяемые налоги. Бланк решения предусматривает формулировку по всем налогам и сборам. Чаще всего выездная проверка носит комплексный характер, а значит, проверять будут документы, имеющие отношение к формированию налоговой базы по всем уплачиваемым бизнесменом налогам.

периоды, за которые проводится проверка

должности, фамилии и инициалы сотрудников инспекции, которым поручено проведение проверки.

Форма решения о выездной проверке утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@.

Подготовим документы

В ходе проверки, прежде всего, инспекторов интересуют затратные документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Основные документы, запрашиваемые в ходе проверки :

- Книга учета доходов и расходов (общий режим, УСН, на ЕНВД обязанности вести книгу нет). Доходы, отраженные в книге учета, инспекторы и расходов (общий сопоставят с банковскими выписками (если имеется расчетный счет) и кассовыми отчетами (Z-отчеты, фискальный отчет, журнал кассира-операциониста). По расходам, учитываемым в книге, будет проведена тщательная проверка на предмет экономической обоснованности произведенных затрат, а также наличия подтверждающих документов.

- Книга покупок (общий режим). Книгу покупок сверят с декларацией по НДС, проверят наличие документов, на основании которых в книге покупок сделаны записи.

- Книга продаж (общий режим). Полнота и своевременность отражения выручки. Если ИП освобожден от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ (то есть выручка за квартал не превышает 2 млн руб. и об этом уведомлен налоговый орган), проверят правомерность применения данной льготы.

- Счета-фактуры (запросят у предпринимателей, применяющих основную систему налогообложения). Все ли счета-фактуры, указанные в книге покупок, имеются в наличии, правильно ли они оформлены у предпринимателей, и соответствуют ли действующему на момент оформления сделки законодательству. Кроме того, нужно проверить наличие иных документов - актов выполненных работ, накладных, договоров и т.д.

- Накладные . Соответствие формы накладной действующему законодательству (на момент ее оформления), наличие всех необходимых реквизитов, подписей, печатей. Экономическая обоснованность произведенных расходов.

- Платежные документы и банковские выписки . При планировании проверок инспекторы часто запрашивают в банках выписки налогоплательщика для выявления его основных контрагентов, проверки этих контрагентов на добросовестность (то есть непричастность к фирмам-однодневкам). Многие предприниматели имеют не только налично-денежную выручку, но и работают по безналу. Контролеры проверят, все ли безналичные доходы отражены предпринимателем в книге учета доходов и расходов или книге продаж. Кроме того, в качестве подтверждения понесенных расходов потребуется предъявить платежки на перечисление страховых взносов на пенсионное обеспечение и в фонды ФСС и ОМС.

- Z-отчеты (при наличии контрольно-кассовых аппаратов). Данные Z-отчетов показывают выручку, которую предприниматель фиксирует в качестве своего дохода. В ходе проверки инспекторы снимают с ККМ фискальный отчет путем ввода специального пароля, установленного инспекцией при регистрации данного аппарата. Данные фискального отчета содержат информацию обо всех операциях, проводимых по кассе (продажа, возврат, аннулирование и т.д.), и нередко расходятся с данными, прошедшими по Z-отчету. При наличии расхождений проверяющие потребуют письменных объяснений.

- Путевые листы . Проверяются в основном расход топлива по указанному маршруту, нормы расхода, наличие подтверждающих документов (кассовые чеки по покупке ГСМ).

Помимо документов, перечисленных в таблице, инспекторы дополнительно могут запросить расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости по средствам ФСС, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ, сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности, документы для предоставления вычетов сотрудникам (например, заявления на предоставление вычетов, свидетельство о рождении ребенка, медицинская справка об инвалидности и т.д.).

В зависимости от особенностей деятельности контролеры заинтересуются различными расходными документами. Например, наличие автомобиля в составе основных средств, в частности включение в расходы сумм, потраченных на бензин, потребует доказательства использования машины в предпринимательской деятельности. Ведь именно в этом случае расходы на топливо учесть можно. Любые нестандартные затраты привлекут внимание. Так, некоторые коммерсанты включают в затраты коммунальные платежи за свою квартиру на том лишь основании, что по данному адресу они зарегистрированы как ИП. Однако такие затраты вряд ли будут признаны правомерными, поскольку проживает предприниматель в своей квартире независимо от ведения предпринимательской деятельности.

Требование о представлении документов

Любые документы, которые потребуются контролерам, представляются на основе требования (Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@). В нем перечисляются реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребуемых документов, а также указывается период, к которому они относятся. В ходе проверки инспекторы могут направить ИП несколько требований, так как их количество Кодекс не ограничивает.

Получив требование о представлении документов . учтите, что инспекторы зачастую выставляют стандартное требование всем коммерсантам без учета особенностей деятельности. Это связано с тем, что многие аспекты хозяйственной деятельности становятся известны контролерам лишь в процессе проверки. Заранее о них они не знают, поэтому и требование выставляют с максимально полным списком документов.

В случае отсутствия каких-либо из затребованных бумаг необходимо подать письменное объяснение, указав причину их отсутствия. К примеру, банковских выписок может не быть из-за отсутствия у ИП расчетного счета. Книга покупок и продаж ведется только бизнесменами, выбравшими основную систему налогообложения, соответственно, у вмененщиков и упрощенцев таковой нет.

В ходе проверки

Проверка проводится сплошным или выборочным методом. Мероприятия выездного контроля сводятся к следующему.

Инспекторы изучают соответствие показателей, отраженных в декларациях, данным книги учета доходов и расходов, книг покупок и продаж. В книгах контролеры обращают внимание на правильность и полноту отражения операций, влияющих на формирование налоговой базы (расчет налога). Обязательно проверяется обоснованность совершаемых расходов и правильность их включения в затраты. К примеру, на упрощенке установлен особый порядок учета основных средств, приобретенных до перехода на УСН. Не забудьте: каждый расход должен подтверждаться первичным документом, содержащим все обязательные реквизиты.

Инспекторы проверяют обоснованность применения налоговых ставок и льгот. Если у коммерсанта есть сотрудники, в рамках проверки НДФЛ будет уделено внимание выполнению ИП как налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налога.

На общем режиме в части контроля НДС могут проверить и ваших контрагентов, проведя встречные проверки.

Плательщиков ЕНВД проверят на реальность физических показателей, влияющих на формирование налоговой базы и правильность выбора показателей. В качестве документов могут затребовать договоры аренды, подтверждающие размер торговой площади, договоры с сотрудниками, сведения о численности сотрудников.

Проверка контрагента

Любой предприниматель или организация могут стать объектом встречной проверки, если они состоят в цепочке с сомнительным контрагентом.

В ходе выездной налоговой проверки у инспекторов часто возникают вопросы в отношении реальности совершаемой сделки. Например, договоры, заключенные с контрагентами - перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели), наведут контролеров на мысль, что в этой цепочке попросту отмываются деньги. Кстати, работа через посредников (агентов, комиссионеров) является одним из критериев оценки риска проверки. Вопросы зачастую возникают и в отношении вычетов по НДС. Большие суммы вычетов всегда привлекают внимание. При этом контролеры могут обращаться к партнерам бизнесмена, запрашивая информацию, связанную с той или иной сделкой.

В рамках встречной проверки инспекторы направляют требование о представлении документов всем участникам сделки (продавцам товара, услуги). Основные документы, которыми интересуются проверяющие: счета-фактуры по определенному контрагенту, накладные или акты выполненных работ (оказанных услуг), копии договоров, выписки из книги продаж или книги учета доходов и расходов (или их копии за определенный период), копии налоговых деклараций по НДС с расшифровками строк 010 Реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога, всего и 070 Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Если получено требование о представлении документов в отношении вашего контрагента, необходимо показать имеющиеся в наличии документы согласно вашему виду налогообложения и виду деятельности. В отношении иных документов, которые указаны в требовании и отсутствуют у вас по объективным причинам, дайте письменное пояснение.

Наша справка. Порядок истребования сведений в рамках встречной проверки установлен ст. 93.1 НК РФ. Контролеры направляют поручение в инспекцию по месту учета вашего контрагента. В течение пяти дней налоговая подготовит и направит контрагенту требование о представлении документов. К нему обязательно прилагается копия поручения, где должна быть названа причина запроса. Формы поручения и требования утверждены Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Результаты проверки

Как показывает практика, редкому налогоплательщику удается избежать штрафных санкций и пеней по результатам выездной проверки. Связано это с тем, что инспекторы зачастую вынуждены выискивать мелочи и притягивать за уши нарушения, чтобы проверка считалась результативной. Из-за чего, как опять же показывает практика, результаты редкого акта проверки невозможно (хотя бы частично) оспорить.

Итак, акт выездной налоговой проверки получен и подписан, что делать далее ?

Сначала внимательно изучаем соблюдение инспекторами всех процедур, сопутствующих контролю. Часто, опираясь на ст. 101 Налогового кодекса, вышестоящая инспекция рассматривает апелляцию в пользу налогоплательщика, если контролерами не соблюдены процессуальные правила. Обратим внимание на основные из них.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до момента составления справки. В последний день проверки руководитель проверяющей группы составляет справку о проведенной проверке, которая вручается коммерсанту (его представителю) лично или направляется заказным письмом по почте. В течение двух месяцев со дня составления справки оформляется акт налоговой проверки. Акт в течение пяти дней с даты составления должен быть вручен бизнесмену (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Например, направлен заказным письмом по почте.

В течение 15 дней с даты получения акта коммерсант вправе представить в инспекцию письменные возражения по акту проверки.

Акт проверки и представленные по нему возражения рассматриваются руководителем инспекции (его заместителем) в течение 10 дней, после чего принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение правонарушений.

Решение вступает в силу через 10 дней со дня вручения его проверяемому лицу. Решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

Если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Все сроки должны соблюдаться, вручение решений осуществляется под расписку (иным способом, свидетельствующим о дате получения), о датах рассмотрения результатов проверки бизнесмен должен быть извещен. В противном случае он лишается возможности подготовить представить свои возражения, а это серьезный повод для признания санкций по результатам проверки недействительными.

Что делать, если процессуальные моменты соблюдены, а возражения по акту проверки руководителем налоговой не признаны?

Порядок обжалования решения инспекции изложен в ст. 101.2 Налогового кодекса. Если руководитель инспекции не признал обоснованными представленные коммерсантом возражения, бизнесмен имеет право обжаловать данное решение в вышестоящей налоговой. Если вышестоящая инспекция, рассматривающая апелляционную жалобу, не отменит решение по результатам проверки, предприниматель может обратиться в суд.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки

РЕКЛАМА

Часть 2 ст. 89 части первой НК РФ в действовавшей редакции (т.е. до внесения изменений Законом 2006 г. N 137-ФЗ) определяла, что срок проведения выездной налоговой проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Там же устанавливалось, что в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

На основании данных норм в абзаце 13 п. 1.10.2 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 было предусмотрено положение, которое позволяло налоговым органам приостанавливать проведение выездных налоговых проверок (указанный пункт определял требования к содержанию вводной части акта выездной налоговой проверки), абзац же 13 выглядит так: в случае если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то приводятся дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена. Тем самым МНС России фактически ввело новую процедуру, прямо не предусмотренную НК РФ, - приостановление проведения выездной налоговой проверки.

Разумеется, налогоплательщиками предпринимались попытки оспорить факты приостановления налоговых проверок. Однако судебная практика исходила из того, что данные факты не являются нарушением НК РФ, так как в них запрета на приостановление выездных налоговых проверок не содержалось. Неудачей окончилась и попытка оспорить абзац 13 п. 1.10.2 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 (см. Определение ВАС РФ от 18 декабря 2002 г. N 10463/02 <1>).

Точку в спорах поставил КС РФ, в который поступили жалобы на нарушение конституционных прав положениями ч. 2 ст. 89 НК РФ, которые, по мнению заявителей, позволили налоговым органам приостанавливать проведение выездных налоговых проверок на неопределенный срок, чем были необоснованно ограничена свобода их предпринимательской деятельности, поставлены под угрозу стабильность их финансового положения, возможность планировать хозяйственную деятельность и затраты, а также ущемлено право на судебную защиту. Постановлением от 16 июля 2004 г. N 14-П КС РФ признал положения ч. 2 ст. 89 НК РФ, регулирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, в том числе повторных, проводимых вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку, не противоречащими Конституции РФ.

Соответственно законодатель закрепил возможность приостановления проверок непосредственно в ст. 89 НК РФ. Так, согласно п. 9 указанной статьи в действующей редакции руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки:

1) для истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 части первой НК РФ (см. ниже). При этом установлено, что приостановление проведения проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы

2) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ

3) для проведения экспертиз (см. ниже)

4) для перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

В соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Формы решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки и решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки утверждены Приказом ФНС России от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@ (приложения 1 и 2 к Приказу соответственно).

Форма решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки предусматривает указание как номера подпункта п. 9 ст. 89 НК РФ, содержащего соответствующее основание приостановления проверки, так и самого этого основания. При приостановлении проверки по основанию, указанному в подп. 1, в решении должны быть также указаны наименование организации, ИНН/КПП или фамилия, имя, отчество физического лица, ИНН, в связи с необходимостью истребования документов (информации) у которых приостанавливается проверка.

Как форма решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, так и форма решения о возобновлении проведения выездной налоговой проверки предусматривают указание фамилии, имени, отчества, классного чина руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, выносящего решение, а также подписание им решения и заверение подписи печатью налогового органа. Указанные формы также содержат раздел, содержащий ознакомление с решением проверяемого налогоплательщика (его представителя), - подписание и указание даты подписи.

В пункте 9 ст. 89 НК РФ установлено, что общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Данную норму нельзя не поприветствовать, так как Минфин России в условиях действовавшей редакции НК РФ не преминул упомянуть, что в ней не был определен срок, на который может быть приостановлена выездная налоговая проверка налогоплательщика (см. напр. письмо от 20 февраля 2006 г. N 03-02-07/1-35 <1>). Учитывая, что в НК РФ вообще не говорилось о приостановлении проверки, аргумент Минфина России представляется, мягко говоря, не вполне удачным.

С учетом рассматриваемой нормы общий предельный срок выездной налоговой проверки составляет двенадцать месяцев (шесть месяцев продленного в исключительных случаях срока самой проверки плюс шесть месяцев максимального срока приостановления проверки). В связи с этим нельзя не упомянуть о справедливой критике, которой подвергались рассматриваемые положения при работе над законопроектом, принятым в качестве Закона 2006 г. N 137-ФЗ. Как отмечал Комитет по бюджетам и налогам Государственной Думы в своем заключении на законопроект (решение от 19 сентября 2005 г. <1>), очевидно, что двенадцатимесячный срок проверки лишает практического смысла само существование этого срока даже признавая, что максимальный срок проверки будет использоваться в исключительных случаях, нельзя быть уверенным, что подобный порядок продления проверок будет использоваться действительно в тех случаях, когда это будет вызвано реальной необходимостью.

Пункт 9 ст. 89 НК РФ также предусматривает возможность увеличения срока приостановления проверки, в случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подп. 2 данного пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ: в указанном случае срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.

Как установлено в п. 9 ст. 89 НК РФ, на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа:

по истребованию документов у налогоплательщика. Налогоплательщику должны быть возвращены налоговым органом подлинники всех документов, истребованных при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки

на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Данные положения представляют собой трансформированные нормы ч. 2 ст. 89 части первой НК РФ в действовавшей редакции (о которых уже говорилось) и имеют, как представляется, такое же предназначение, какое выявлено КС РФ в Постановлении от 16 июля 2004 г. N 14-П для этих норм, - не допустить излишнего обременения налогоплательщика в связи с необходимостью предоставления проверяющим условий для работы и т.п.

Прохождение выездной налоговой проверки

аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Специально для Клерк.Ру

Выездная проверка - редко у кого из бухгалтеров не екнет сердце от этого словосочетания. Даже если с первичными документами все в порядке и состояние бухгалтерского учета не оставляет желать лучшего.

Конечно, далеко не каждый бухгалтер сталкивается в своей трудовой жизни с выездными налоговыми проверками, но вероятность такого события всегда остается.

Любая налоговая проверка осложняет жизнь бухгалтерии. А выездная проверка - больше всех. Необходимо подготовить огромное количество документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, сравнительных таблиц и письменных пояснений. А ведь текущую работу никто не отменял.

Выездная проверка, в отличии от камеральной, проводится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика, что тоже не облегчает жизнь бухгалтеру. Ведь большую часть своего рабочего времени он вынужден посвящать проверяющим.

Особенно не легко приходится тем бухгалтерам, которые в проверяемом периоде в компании еще не работали.

При выездной налоговой проверке проверяются правильность начислений и уплаты налогов (одного или нескольких) за определенный период.

Выездная налоговая проверка может быть комплексной - проверяются все налоги организации и выборочной - проверяются только некоторые налоги.

Согласно положениям статьи 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении налоговых агентов (проверка по НДФЛ).

Выездная налоговая проверка может повлечь за собой серьезные налоговые риски для налогоплательщиков.

ИФНС может наложить на организацию (ИП) штрафные санкции, заблокировать расчетный счет, приостановить деятельность компании, а в крайнем случае - наложить арест на имущество организации.

При наличии спорных моментов, довольно часто возникающих при ведении налогового учета, свою позицию компаниям с высокой долей вероятности придется отстаивать в суде.

Все эти риски можно существенно уменьшить, если заранее подготовиться к проверке.

Знание бухгалтером прав и обязанностей налоговых инспекторов и проверяемой организации существенно облегчит прохождение проверки.

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется положениями первой части Налогового кодекса.

Ниже мы рассмотрим:

  • основные правила проведения выездных проверок,
  • критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков,
  • законодательную базу, регламентирующую проведение выездных проверок,
  • особенности их проведения,
  • права и обязанности ИФНС и налогоплательщиков, возникающие в связи с проведением выездной налоговой проверки.
  • Кроме того, в статье приведены примеры писем организации направляемых в адрес ИФНС:

  • О проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения ИФНС.
  • Об отсрочке предоставления документов по Требованию ИФНС.
  • ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

    Основными правилами проведения выездной проверки являются:

    1. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (или его заместителя) ИФНС.

    В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).

    Пример письма с просьбой о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения ИФНС

    Тел/факс: (499) 990-80-90

    Исх.№181/02-12 в ИФНС №4 по ЦАО г.Москвы

    Просим Вас провести выездную налоговую проверку в отношении ООО РОМАШКА (Решение №12356 о проведении выездной налоговой проверки от 29.03.2012) по месту нахождения налоговой инспекции, в связи с отсутствием помещения для размещения инспекторов на территории налогоплательщика.

    Генеральный директор

    Петрова И.А. _______________________

    2. Выездная налоговая проверка проводится на основании Решения о проведении проверки, принимаемого ИФНС.

    Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке
  • периоды, за которые проводится проверка
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки (п.2 ст.89 НК РФ).
  • Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892@.

    3. Максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой составляет 3 года, непосредственно предшествующих году проведения проверки (текущий год в данные период не входит).

    4. ИФНС не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п.5 ст.89 НК РФ).

    5. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях - до 6 месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).

    Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

    КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

    Приказом от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@ Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

    Такими критериями являются:

    1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

    Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведен в приложении №3 к Приказу ФНС №ММ-3-06/333@.

    2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких в течение 2-х и более календарных лет.

    3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

    Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

    4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

    5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

    6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право на применение специальных налоговых режимов.

    7. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

    8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

    9. Непредставление организацией пояснений на уведомление ИФНС о выявлении несоответствия показателей деятельности.

    10. Неоднократное (два и более) снятие с учета и постановка на учет в ИФНС налогоплательщика в связи с изменением места нахождения (миграция между ИФНС).

    11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

    Расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности приведен в приложении №4 к Приказу ФНС №ММ-3-06/333@.

    12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

    Данные критерии разработаны для того, чтобы налогоплательщики самостоятельно могли оценить, являются ли они кандидатами на выездную налоговую проверку.

    К сожалению, даже если организация не попала (что не так то просто) ни под один из критериев, это не является гарантией того, что выездной проверки не будет.

    Однако, бухгалтеру стоит внимательно рассмотреть каждый критерий и оценить, насколько велика вероятность, что его компания попадет под выездную проверку.

    ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

    Порядок проведения выездной налоговой проверки сформулирован в положениях ст.89 Налогового кодекса.

    Согласно п.12 ст.89 НК РФ, проверяемая организация должна обеспечить возможность должностных лиц ИФНС, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

    Так же, при проведении выездной проверки у организации могут быть истребованы необходимые для проверки документы в соответствии со ст.93 НК РФ.

    При этом, в соответствии с п.3 ст.93 НК РФ, копии всех подтверждающих документов должны быть представлены в ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего Требования.

    Не редко случается так, что компания технически не успевает изготовить столько копий в отведенный срок.

    Нужно помнить, что если исполнить требование ИФНС в десятидневный срок невозможно, то можно направить в ИФНС письмо с просьбой продлить срок подготовки затребованных документов с учетом технических возможностей организации.

    Такой запрос необходимо отправить на следующий день после получения требования о предоставлении документов. Именно этот срок предусмотрен ст.93 НК РФ, для организаций, которые по объективным причинам не могут предоставить документы в течение 10 дней.

    Пример письма с просьбой об острочке сроков предоставления документов по требованию ИФНС

    ООО РОМАШКА

    Тел/факс: (499) 990-80-90

    Исх.№184-12 в ИФНС №4 по ЦАО г.Москвы

    От 30 марта 2012г. Начальнику инспекции,

    советнику государственной

    гражданской службы РФ

    1 класса Ивановой Е.А.

    ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ ОБ ОТСРОЧКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ТРЕБОВАНИЮ ИФНС №2387 ОТ 29.03.2012Г.

    29.03.2012г. от ИФНС России №4 по ЦАО г. Москвы, в адрес ООО РОМАШКА, ИНН 7704013422, было направлено Требование №2387 о предоставлении документов (информации) за период с 01.01.2008г. по 31.12.2010г.

    Общий объем запрашиваемых документов за проверяемый период составляет более тридцати тысячи листов.

    Подготовкой копий документов для предоставления в ИФНС, в связи с проведением выездной налоговой проверки занимается бухгалтерская служба в составе 2 человек, которые физически не в силах осуществить копирование такого количества документов в десятидневный срок.

    У Общества отсутствуют технические и финансовые возможности, которые бы позволяли расширить штат бухгалтерской службы.

    В связи с большим документом оборотом и техническими ограничениями, Общество не успевает подготовить требуемый комплект документов к указанному сроку.

    В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ просим продлить срок подготовки указанных документов на пятнадцать рабочих дней.

    С уважением,

    Генеральный директор

    Петрова И.А. _______________________

    На основании письменного обращения компании ИФНС может продлить десятидневный срок. О своем решении - продлить или не продлевать срок, ИФНС уведомит налогоплательщика в письменном виде.

    Кроме письма об увеличении сроков, так же рекомендуется устное общение с проверяющим инспектором или начальником ИФНС. Обычно инспекция входит в положение налогоплательщика, но бывают и случаи отказов, которые, к сожалению, бессмысленно оспаривать в самой ИФНС.

    При этом, у налогоплательщика всегда есть возможность подать возражение (или жалобу) в вышестоящую налоговую инспекцию и обратиться в суд, в случае наложения ИФНС штрафных санкций за несвоевременное предоставление документов.

    В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ, штраф за не предоставление документов составляет 200 руб. за каждый не предоставленный документ.

    ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ

    В случае, если организация не предоставит документы добровольно, ИФНС вправе произвести выемку документов.

    Это право закреплено в пп.3 п.1 ст.31 НК РФ:

    Налоговые органы вправе производить выемку документов:

  • у налогоплательщика,
  • плательщика сбора,
  • налогового агента,
  • при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут:

  • уничтожены,
  • сокрыты,
  • изменены,
  • заменены.
  • В соответствии с п.5 ст.93 НК РФ, ИФНС не может потребовать у организации те документы, которые были ей ранее представлены (в виде заверенных копий) при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

    Указанное ограничение не распространяется на случаи:

  • когда документы ранее представлялись в виде подлинников, возвращенных после проверки,
  • когда документы, были утрачены ИФНС вследствие непреодолимой силы (наводнение, пожар и пр.).
  • Кроме того, в данное время действуют следующие ограничения при выемке документов в ходе выездной проверки:

  • До начала выемки документов должностное лицо ИФНС должно предъявить представителю налогоплательщика Постановление о производстве выемки документов и предметов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности.
  • Выемка должна быть произведена в присутствии представителя налогоплательщика и понятых (в качестве понятых могут быть вызваны любые 2 физлица, кроме сотрудников ИФНС).
  • Обязательно должен быть составлен Протокол выемки документов и предметов по форме, утвержденной Приказом №ММ-3-06/338@.
  • Выемка документов и предметов в ночное время не допускается. При этом, положения НК РФ не содержат определения ночного времени. Согласно ТК РФ, ночным считается время с 22-00 до 06-00.
  • Налоговые инспекторы, осуществляющие выездную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

    Кроме того они могут производить осмотр документов и предметов, а так же:

  • производственных,
  • складских,
  • торговых,
  • иных помещений и территорий,
  • используемых организацией для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

    В соответствии с п.3 ст.92 НК РФ, осмотр производится в присутствии понятых.

    При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

    ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ

    В последний день проведения выездной проверки проверяющий обязан составить Справку о проведенной проверке.

    В ней фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

    Справка вручается налогоплательщику или его представителю.

    В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется в адрес организации заказным письмом по почте (п.15 ст.89 НК РФ).

    По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления Справки о проведенной выездной налоговой проверке ИФНС должен быть составлен в установленной форме Акт налоговой проверки.

    Требования к составлению Акта камеральной налоговой проверки, утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892@.

    Акт о результатах проведения налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти рабочих дней с момента его составления (п.5 ст.100 НК РФ).

    После получения Акта у налогоплательщика есть возможность предоставить в письменном виде свои возражения по Акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.

    Представить возражения по Акту в ИФНС необходимо в течении 15 рабочих дней с момента его получения.

    В соответствии с п.6 ст.100, налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

    ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

    Руководитель ИФНС (или его зам) должен рассмотреть:

  • Акт налоговой проверки,
  • другие материалы проверки,
  • письменные возражения налогоплательщика по указанному акту.
  • По результатам рассмотрения должно быть принято Решение по результатам проверки.

    Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока, отведенного на предоставление возражений.

    Срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ).

    Руководитель ИФНС извещает налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

    Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

    Обратите внимание: Налогоплательщик вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела . включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст.101 НК РФ).

    Отсутствие налогоплательщика, извещенного должным образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения.

    Исключение составляют случаи, когда участие этого лица будет признано руководителем ИФНС обязательным для рассмотрения этих материалов.

    В соответствии с п.3 ст.101 НК РФ,

    перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель ИФНС обязан:

    1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению

    2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель ИФНС выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение:

  • либо о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц,
  • либо об отложении указанного рассмотрения.
  • 3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить его полномочия

    4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности

    5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

    При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены:

  • акт налоговой проверки,
  • иные материалы мероприятий налогового контроля (при необходимости),
  • письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.
  • Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (п.4 ст.101 НК РФ).

    Обратите внимание: Использование ИФНС доказательств, полученных с нарушением НК РФ, не допускаются .

    Источники:
    biznes-prost.ru, www.pnalog.ru, www.adhdportal.com

    Следующие:


  • 21 апреля 2022 года


    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Имеет ли право на наследство опекаемый (просм 18)
  • Иск от нескольких истцов образец (просм 18)
  • Как оформить автомобиль по наследству если наследников трое (просм 16)
  • Акт общей формы гу 23 образец заполнения (просм 16)
  • Продление трудового договора образец (просм 14)
  • Рецензия на отчет по практике образец (просм 13)
  • Исковое заявление о непринятии наследства образец (просм 8)

  • Последние материалы:

  • Наследство и его оформление
  • Мать не вступила в наследство после смерти отца
  • Мерой по охране наследства является
  • Юридическим фактом открытия наследства признается
  • Сколько нотариус берет за свидетельство о наследстве
  • Как отказаться от наследства в пользу сына
  • Доля супруга и детей в наследстве по закону