Отчет по научно-исследовательской практике
Титульный лист по научно-исследовательской практике.doc (439.00 Кб) — Открыть , Скачать
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Институт Недропользования
Кафедра Обогащения полезных ископаемых и инженерной экологии
1 Индивидуальный план магистранта
2 Общая характеристика выполнения программы
Научно-исследовательская практика для магистрантов нацелена на обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы в рамках специальности «Экологическая безопасность», и практической деятельностью по применению этих знаний в ходе научно-исследовательской работы.
В ходе прохождения практики мною были решены следующие задачи:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы
- овладение современными методами и методологией научного исследования, в наибольшей степени соответствующие профилю избран ной магистерской программы
- совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности
- обретение опыта научной и аналитической деятельности, а также овладение умениями изложения полученных результатов в виде отчетов, публикаций, докладов
- формирование соответствующих умений в области подготовки научных и учебных материалов с использованием навыков перевода с иностранных языков
Считаю что, программа научно-исследовательской практики выполнена полностью.
Дневник педагогической практики (ассистентской) по специальности Международные экономические отношения
Дневник педагогической практики (ассистентской) по специальности Международные экономические отношения студентки магистратуры Киевского университета туризма, экономики и права:
- 14.10.2011 - Ознакомление с организацией научно-технической работы преподавателей университета
- 15.10.2011 - Согласование с преподавателем индивидуального графика проведения лекционных и семинарских занятий
- 14.10.2011-03.11.2011 - Посещение рекомендованных занятий преподавателей разных дисциплин
- 16.10.11 - Проведение лекционных занятий согласно графику
- 19.10.2011-21.10.2011 - Согласование с преподавателем подготовленного лекционного материала, разработанных тестовых заданий и контрольных вопросов к семинарскому занятию
- 22.10.2011 - Проведение семинарских занятий согласно индивидуальному графику
- 28.10.2011- 6.11.2011 - Написание отчета о прохождении педагогической практики и написание анализу посещенных занятий.
Составител ь. Куспанова, Б.К. магистр естествознания, преподаватель кафедры Экология и природопользования Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана
Мухтаров М.У. магистр сельскохозяйственных наук, преподаватель кафедры Механизированные технологии и землеустройства Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана
Кабаева С.М. магистр естествознания, преподаватель кафедры Экология и природопользования Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жангир хана
Рецензент: Кыдыршаев А.С. доктор педагогических наук, профессор академии Педагогических наук Казахстана,
Методические указания по «педагогической практике» для магистрантов 2 курса по специальности 6 N 0608-Экология, 6 N 0806-Агроинженерия
Разработан на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего и послевузовского образования РК и типовой учебной программы ГОСО РК, утвержденный Министерством образования и науки РК от 5.04.019-2008 Высшее образование. Основные положения 5.04.033-2008 Магистратура. Основные положения
Обсужден на __________ _______ 2012 г. протокол №
Рекомендован учебно-методическим бюро университета, ______ 2012 г. протокол № _____
Одобрено УМС университета 2012 г, протокол № ____
Методические указания по «Педагогической практике», предназначена для магистрантов 2 курса, обучающихся по научно-педагогическому направлению.
В ней изложены все необходимые материалы, которые могут пригодиться магистрантам во время прохождения педагогической практики – это программа по педагогической практики, образцы индивидуального плана, дневник, схемы анализа лекционного, практического (семинарского) лабораторного занятий планы-конспекты занятий, отчет по педагогической практики.
Материалы методического указания составлены на основе анализа учебников по методике преподавания, ряда словарей, современных педагогических и психологических источников с ориентацией на Государственные стандарты по методике преподавания для вузов. Пособие разработано на основе целостного и личностно-ориентированного подходов к педагогическому процессу.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРАНТОВ……………………………………………………………….5
1.1. Основные цели педагогической практики…………………………………6
1.2. Задачи педагогической практики…………………………………………..7
1.3. Организация и руководство научно-педагогической практикой………..7
2.СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ………………………..7
2.1. Организационная работа……………………………………………………8
2.2. Учебно-методическая работа……………………………………………….9
2.3. Воспитательная работа……………………………………………………. 9
2.4. Права и обязанности магистрантов……………………………………….10
3. КОНТРОЛЬ РАБОТЫ И ОТЧЕТНОСТЬ МАГИСТРАНТОВ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ…………………………………………….11
3.1. Формы отчётности по педагогической практике………………………. 12
4. ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ..12
4.1. Индивидуальный план магистранта………………………………………12
4.2. Дневник педагогической практики……………………………………….14
4.2.1.Администрация факультета………………………………………………15
4.2.2. Расписание звонков и занятий…………………………………………..15
4.2.3. Технологическая карта учебно-методической и воспитательной работы магистранта……………………………………………………………………..15
4.3. Характеристика материально-технической базы кафедры……………. 18
4.4.Схема анализа лекционного занятия …………………………………….18
4.5. Схема анализа семинарского (практического) занятия………………. 22
4.6. Диагностика профессиональной подготовленности к педагогической деятельности начинающего преподавателя……………………………………23
4.7. Схема характеристики на магистранта…………………………………..27
4.8. Индивидуальное задание по педагогической практике. 28
4.9. Примерная схема плана-конспекта лекционного занятия……………..29
4.10. Примерная схема плана-конспекта семинарского (практического) занятия…………………………………………………………………………30
4.11. Рецензия рейтинг на проведение занятий……………………………31
4.12. Отзыв руководителя о прохождении педагогической практики…..32
Список основной литературы………………………………………………..33
Список дополнительной литературы………………………………………..33
Программа научно-исследовательской практики
2012
Лист согласования
Составитель . к.э.н. доцент директор Европейской бизнес-школы БФУ им. И.Канта Алтунина В.В.
1. Пояснительная записка
1.1. Место научно-исследовательской практики в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки магистров по направлению 080100.68-Экономика программа «Европейская экономика и предпринимательство».
Научно-исследовательская практика входит в цикл «Практика и научно-исследовательская работа» и является обязательной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по направлению Экономика.
Нормативным обоснованием являются ФГОС ВПО по направлению 080100.68 Экономика, учебный план по направлению 080100.68 Экономика по программе «Европейская экономика и предпринимательство».
1.2. Цель научно-исследовательской практики.
Научно-исследовательская практика магистрантов проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной (магистерской) работы и получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, а также для закрепления сформированных компетенций соответственно ФГОС ВПО (ОК – 2 - 5 ПК 5-12, ПК-17-18) в ходе углубления теоретико-практических знаний, которые магистры получили в процессе обучения в магистратуре в условиях университета (Приложение 1).
1.3. Задачи научно-исследовательской практики:
- Систематизировать и углубить теоретические знания, необходимые для качественной и эффективной реализации профессиональной деятельности по дисциплинам специализации в контексте магистерской программы
- Отработать применение компетенций в научно-исследовательской работе работы экономиста
- Провести экспериментальное (эмпирическое) исследование в русле магистерской диссертации
- Обосновать теоретические выводы магистерского исследования.
- Апробировать методы, технологии, модели, проекты, разрабатываемые в магистерском исследовании.
- Организовать и провести запланированное исследование с целью проверки гипотезы магистерской работы.
- Познать на практике важнейшие аспекты управления объектом исследования и особенностей анализа его деятельности с целью принятия правильных предпринимательских решений по повышению эффективности деятельности конкретного предприятия, организации.
1.4. Основные требования к подготовке, необходимые для успешного прохождения Научно-исследовательской практики.
Магистрант должен полностью освоить учебный план, в том числе производственную практику, и сформировать теоретический и практический базис для следующих компетенций.
2. Структура научно-исследовательской практики.
2.1. Продолжительность практики: 3, 1/3 недели.
2.2. Сроки прохождения практики устанавливаются Европейской бизнес-школой в соответствии с учебным планом и возможностями производственной базы.
2.3. Режим устанавливается, исходя из продолжительности рабочего дня магистрантов при прохождении практики в организациях в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). С момента зачисления магистрантов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.
2.4. Этапы работы
Подготовительный этап . Включение в работу реальной организации, ознакомление с ней и выполнение некоторых функций в её рамках, где магистранту необходимо познакомиться со структурой и функционированием организации и освоить методы проведения исследований и осуществления разработок, используемых в организации. Знакомство с содержательными особенностями экономических процессов в реальной организации. Изучение состояния дел и потребностей организации в предпринимательской деятельности в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия.
Этап планирования. На основе изучения литературы по проблеме магистрант ставит цель и задачи научного исследования в области Европейской экономики и предпринимательства.
Магистрант несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы используемых методов и методик, организацию, проведение, сбор и обработку эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.
Эмпирическое исследование в области Европейской экономики и предпринимательства должно быть направлено на решение актуальной проблемы, иметь теоретическую и практическую значимость и новизну. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Теоретическая значимость — необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методов исследования в области Европейской экономики и предпринимательства. Практическая значимость определяется необходимостью разработки методики, имеющей практическую направленность.
Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:
1) Изучение состояния проблемы и уточнение темы исследования. Постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.
4) Сбор данных их анализ и описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация.
5) Обработка и интерпретация полученных данных.
6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (Приложение 16, 17).
Практический этап. На данном этапе магистрант осуществляет деятельность экономиста в соответствии с поставленными задачами, основными направлениями предпринимательской деятельности на предприятии, и составленным планом практической работы.
Этап проведения исследования. Магистрант проводит исследование в соответствии с рекомендуемой или определенной им проблемой, исследовательскими целью, гипотезой и задачами.
Аналитический этап. Магистрант осуществляет анализ результатов проведенного исследования, выявляя особенности предпринимательской и экономической деятельности на исследуемом предприятии. На данном этапе целесообразно использовать как полученные при диагностическом исследовании данные, так и информацию, полученную при изучении передового опыта зарубежных предприятий стран Евросоюза, данные наблюдения. На основе данных анализа проводится выбор средств и методов экономического сопровождения в соответствии с основными направлениями работы экономиста. В соответствии с выявленными в процессе анализа результатов исследования потребностями в экономической помощи предприятию корректируется основной план практики магистранта.
Этап подведения итогов. Проводится анализ результатов научно-исследовательской практики, наиболее удавшихся форм работы, трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Результаты научно-исследовательской практики обобщаются и оформляются в виде отчета.
2.5. Руководство практикой: по научно-исследовательской практике назначаются два руководителя: от производства (организации) из числа ведущих специалистов и от Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта из квалифицированных профессоров и доцентов.
Руководитель практики от Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта обязан:
Обеспечиват ь взаимодействие с руководителями практики от предприятий
Своевременно готовит ь все необходимые документы.
Оказыват ь помощь магистрантам в разработке индивидуального плана практики и консультирует по выполнению этого плана.
Осуществлят ь контроль за соблюдением магистрантами сроков практики и ее содержанием. Проверять качество работы выполненной магистрантом.
Проводит ь организационную и итоговую конференцию.
Контролир овать выполнение магистратами индивидуальных заданий, оказывать методическую помощь при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к исследовательской работе и консультирует их по вопросам выполнения программы практики.
Принимат ь отчеты магистрантов о практике, и отзыв от научных руководителей .
В составе комиссии оценивать защиту отчетов о практике и проставлять оценку в зачетную ведомость.
По окончании руководства практикой составлят ь отчет и предоставлять его директору Европейской бизнес-школы.
Вносит ь необходимые изменения и дополнения в программу практики.
Руководитель практики от предприятия обязан:
Знакомиться с программой практики и индивидуальным рабочим планом магистранта, организовать деятельность в соответствии программой и планом.
Инструктировать магистранта о правилах техники безопасности на рабочем месте.
Давать возможность магистранту в течение первых 1-2 дней ознакомиться с учреждением, его структурой, специалистами, предоставляет ему необходимые документы, нормативные акты, другие материалы, регламентирующие деятельность данного учреждения.
Помогать магистранту в закреплении необходимых компетенций на практике.
Привлекать магистранта к участию в различных мероприятиях, организуемых и проводимых учреждением (в рамках программы практики).
Создавать магистранту условия, необходимые для реализации научно-исследовательской работы. По просьбе магистранта предоставлять дни для посещения библиотек и работы с литературой, контролировать результаты работы.
Ежедневно проверять и заверять дневник практики магистранта.
По окончании практики предоставить магистранту характеристику.
3. Базы прохождения научно-исследовательской п рактики
3.1. Со списком основных баз прохождения научно-исследовательской практики магистрантов БФУ им. И. Канта магистранту можно ознакомиться в Европейской бизнес-школе.
3.2. Кроме предложенных мест практики университетом, магистрам предоставляется право самостоятельного поиска места прохождения профессиональной научно-исследовательской практики.
В Европейскую бизнес-школу БФУ им. И Канта магистры представляют:
1) Заявление на имя директора Европейской бизнес-школы БФУ им. И Канта о месте предполагаемой практики. Заявление должно быть представлено за месяц до начала научно-исследовательской практики (Приложение 2).
2) Краткосрочный договор о прохождении Научно-исследовательской практики.
Договор подписывается в учреждении, где магистрант планирует проходить Научно-исследовательскую практику и заверяется круглой печатью учреждения.
4.1. После закрепления места практики магистрант оформляет отчетную документацию по научно-исследовательской практике по образцу.
4.2. При планировании научно-исследовательской практики рекомендуется следующий график деятельности практиканта.
1 неделя:
знакомство с правилами и распорядком работы предприятия
знакомство с документацией
планирование работы на период практики
планирование и подготовка к исследованию.
2-3 недели:
работа по заданию руководителя
проведение научного исследования.
1/3 недели:
оформление отчета
подведение итогов практики
получение характеристики.
5. Обязанности практиканта
Магистранты при прохождении практики обязаны:
Подчиняться распорядку работы базового учреждения.
Соблюдать выполнение ежедневной учебной нагрузки в объеме 6 академических часов.
Своевременно и качественно выполнять задания практики, каждодневно обрабатывает и обобщать накопленный материал.
Выполнять указания и поручения руководителей практики со стороны университета и учреждения.
Ежедневно заполнять ь дневник практики, и предоставлять на подпись руководителю практики от учреждения.
6. Отчет о прохождении н аучно-исследовательской практике
6.1. Форма отчетности.
По окончании научно-исследовательской практики магистрант сдает для оценки и на хранение в личные дела магистров:
Отчет о Научно-исследовательской практике (1 часть):
1) Титульный лист (Приложение 4)
2) Содержание Отчета (Приложение 5)
3) План-задание (Программа Научно-исследовательской практики) (Приложение 6)
4) Индивидуальный план-график Научно-исследовательской практики (Приложение 7)
5) Дневник Научно-исследовательской практики с кратким отзывом руководителя практики от производства на практиканта (Приложение 8)
5) Текстовый отчет практиканта о прохождении Научно-исследовательской практики и его презентацию (Приложение 9),
6) Характеристику на практиканта на бланке организации подписанную руководителем по месту прохождения практики (Приложение 10)
7) Отзыв научного руководителя от БФУ им.И.Канта об итогах научно-исследовательской практики (Приложение 12).
6.2. Оформление отчета.
Оптимальный объем отчета 20 – 25 страниц печатного текста 14 шрифтом Times New Roman, через 1,5 интервала, Выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,27, интервалы до и после абзацев не допускаются
Отчет по мере необходимости иллюстрируется видео- и фотоматериалами, рисунками, картами, схемами и т.д. при этом они не входят в указанный выше объем, но отражают объем и качество проделанной работы и исследованных проблем.
Отчета магистранта оформляется в формате презентации Power point и представляется на конференции по практике.
6.3. Отчет подписывается магистрантом с указание даты сдачи на кафедру.
7.1. По результатам прохождения профессиональной научно-исследовательской практики выставляется оценка.
7.2. При оценке практики на защите принимается во внимание:
- соответствие отчета заданию на научно-исследовательскую практику
- степень полноты выполненных задач, достижения цели научного исследования
- соблюдение графика прохождения практики
- характеристика магистранта руководителем принимающей организации
- оформление отчета практики.
Оценка научно-исследовательской практики учитывает мнение и оценку руководителя практики на производстве, но ставится руководителем научно-исследовательской практики отделения «Магистратура» Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта исходя из полного видения проделанной магистрантом работы и отчета.
7.3. Критерии оценки.
«Отлично» ставится магистру, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, показавший при этом высокий уровень профессиональной компетенции в рамках практики, а также проявил в работе самостоятельность, творческих подход.
«Хорошо» ставиться магистру, который выполнил в срок и полностью намеченную программу практики, однако отчетная документация содержит отдельные недочеты, связанные с глубиной анализа материала.
Оценка «удовлетворительно» ставиться магистранту, который выполнил программу практики, но не в срок предоставил отчетную в ходе практики обнаружил недостаточную развитость основных навыков, не проявил инициативу в работе.
«Неудовлетворительно» ставиться магистранту, не справившемуся с программой практики, нарушавшему нормы и требования, предъявляемые к работе практиканта, а также не проявившему самостоятельности, не обнаружившему необходимых компетенций.
Оценка не выставляется магистрантам, у которых отсутствует какой-либо из перечисленных пунктов отчетности.
7.4. Магистранта, не сдавшего отчет о прохождении научно-исследовательской практики в установленные сроки, отчисляют за академическую неуспеваемость.
Абдукция - способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы. Впервые стал разрабатываться и применяется Ч.С. Пирсом для построения объясни тельных гипотез в науке.
Аксиоматический метод - способ построения и анализа научной теории, при котором выделяют некоторые исходные ее понятия и основные утверждения, из которых, во-первых, путем правил определения образуют производные понятия, во-вторых, посредством логической дедукции выводят другие утверждения: теории.
Алгоритм - от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) - конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Простейшими знакомыми алгоритмами являются арифметические действия с числами.
Аналогия - недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам.
Апробация — установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.
Артефакт — искаженный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт.
Валидизация - Процесс оценки степени, в которой тест или другой измерительный инструмент действительно измеряет то, для измерения чего он предназначен.
Валидность — характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.
Генеральная совокупность - собрание предметов в соответствии с некоторой определяющей чертой (чертами) или характеристикой (характеристиками). Это значение близко к понятию набор.
Гипотеза - 1. В научной работе - любое утверждение, предложения или предположение, которое служит как предварительное объяснение определенных фактов. Гипотеза всегда представляется таким образом, чтобы она могла быть подвергнута эмпирической проверке и затем или подтверждена или отклонена в результате доказательства. 2. Более широкое значение - стратегия, принятая для того, чтобы решать некоторую проблему. В наиболее сложных экспериментах по научению, таких как решение проблем, формирование понятий, принятие решений и т. п. субъект обычно проявляет постоянство от попытки к попытке, действуя как будто на основании некоторой гипотезы, такой как: «Если будут условия х и у, я буду отвечать реакцией А, а если нет, то попробую реакцию В».
Данные - набор свидетельств или фактов, собранных в ходе экспериментов или исследований.
Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает магистранта к активной деятельности.
Замысел — идея , связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).
Идея — мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала.
Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.
Импровизация — умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки.
Инновация – прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и экономических решений различного характера.
Инновационный процесс – совокупность изменений в ходе деятельности, охватывающей научно-технические, производственные маркетинговые и сбытовые процедуры при создании и реализации инноваций и нацеленных на удовлетворение конкретных общественных потребностей.
Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека.
Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).
Концепция — система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.
Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.
Метод - очень общее значение - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями. Метод - принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.
Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляется некоторое уточняющее слово, например статистическая методика, экспериментальная методика и т. д.
Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 |. | Следующая → | Последняя | Одной страницей
Программа научно-исследовательской практики для магистратуры специальности 080504. 65-10
Государственный университет –
Высшая школа экономики
Факультет
государственного и муниципального управления
«__» ___________ 200__ г.
Москва, 200__ г.
Общие положения
Программа научно-исследовательской практики для магистратуры специальности 080504.65-10 «Управление урбанизированными комплексами» разработана кафедрой экономики города и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления как выпускающей магистров по указанной специальности.
Настоящая программа разработана на основании Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154, Положения об организации и проведении практики студентов в Государственном университете – высшей школе экономики (далее – ГУ-ВШЭ), утвержденного приказом ректора ГУ-ВШЭ от 16 марта 2005 г. № 31-07/87, Положения об организации и проведении практики студентов на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, утвержденного Ученым советом факультета 23 марта 2006 г. а также в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и графиком учебного процесса на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.
В соответствии с указанными документами на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ проводится учебная или учебно-ознакомительная, производственная, преддипломная и научно-исследовательская или научно-педагогическая практика.
Практика студентов является составной частью основной образовательной программы и преследует практические цели и задачи по закреплению у студентов теоретических знаний, полученных в процессе обучения.
Государственным стандартом для магистратуры направления 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» специальности 080504.65-10 «Управление урбанизированными комплексами» одним из предусмотренных видов практики является научно-исследовательская практика.
Кафедра экономики города и муниципального управления, выпускающая магистров по специальности 080504.65-10 «Управление урбанизированными комплексами» является базовой кафедрой Фонда «Институт экономики города». Кафедра экономики города и муниципального управления, как профильная Фонда «Институт экономики города» специализируется на следующих направлениях:
исследование механизмов функционирования экономики города и ее основных элементов
анализ инфраструктуры городской экономики и основных проблем ее развития
исследование экономики отраслей, составляющих основу развития городского хозяйства (жилищно-коммунальный комплекс, транспорт, энергетика, рынок недвижимости и т.д.)
изучение и разработка новых форм, методов и инструментов управления муниципальным социально-экономическим развитием
разработка концепций и моделей муниципального социально-экономического развития и условий их эффективного использования
исследование отечественного и зарубежного опыта решения социальных и экономических задач в области муниципального развития и разработка предложений по его адаптации и использованию в рамках решения текущих проблем муниципальных образований и др.
Научно-исследовательская практика магистров предусматривается в последний год обучения.
Общая продолжительность практики определяется соответствующим государственным стандартом, учебными планами и программой практики. Практика носит обязательный характер.
В соответствии с базовым учебным планом специальности 080504.65-10 «Управление урбанизированными комплексами» и графиком учебного процесса по квалификации магистр продолжительность научно-исследовательской практики составляет 12 недель. Научно-исследовательская практика проводится в 3 - 4 модулях учебного года.
В целях методического и организационного обеспечения прохождения научно-исследовательской практики на кафедре назначается ответственный за прохождение практики и руководители практики. Ответственным за прохождение практики является заместитель заведующего кафедрой, руководителями практики являются утвержденные на заседании кафедры руководители магистерских диссертаций.
Заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой, руководители практики проводят работу по подготовке к проведению практики студентов и несут за это ответственность. По рекомендации заведующего кафедрой и с учетом пожеланий студентов им выдаются направления на практику. Изменение места прохождения практики производится в исключительных случаях.
Студенты 2-ого курса магистратуры, обучающиеся по очной форме и работающие по специальности, могут проходить научно-исследовательскую практику по месту работы в случае согласования места прохождения практики с руководителем практики и ответственным за прохождение практики.
Цель практики
Основной целью прохождения научно-исследовательской практики магистров является сбор, анализ и обобщение научного материала, разработка оригинальных научных предложений и идей для подготовки магистерской диссертации.
Содержание практики
Научно-исследовательская практика проводится с целью закрепления полученных знаний и приобретения практических навыков и способностей самостоятельной научно-исследовательской и аналитической работы и построения на ее основе эффективных моделей управления муниципальными образованиями и их социально-экономическим развитием, а также практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей. Основным итогом прохождения научно-исследовательской практики является подготовка магистерской диссертации.
С учетом указанных целей научно-исследовательской практики магистров, практика проводится в различных организациях и учреждениях по профилю факультета государственного и муниципального управления, а также кафедры экономики города и муниципального управления. К указанным организациям можно отнести следующие:
комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, осуществляющие деятельность в области организации местного самоуправления, управления муниципальным социально-экономическим развитием и его нормативного правового регулирования
федеральные органы исполнительной власти
соответствующие подразделения органов власти субъектов Российской Федерации
органы местного самоуправления и их структурные подразделения
научные и исследовательские организации, осуществляющие деятельности в сфере экономики города, в первую очередь, Фонд «Институт экономики города» и др.
По итогам научно-исследовательской практики студент представляет дневник по практике и краткий отчет, в котором описываются цели прохождения практики, схема исследовательского или управленческого процесса, основные этапы проведения практики и ее результаты, а также дается характеристика и краткий анализ материалов, собранных за время практики и необходимых для написания магистерской диссертации и новых научных разработок и идей.
В случае, если это предусмотрено индивидуальным заданием и необходимо в целях подготовки магистерской диссертации, отчет по практике может также содержать описание структуры организации, на базе которое проходила научно-исследовательская практика, целей и направлений ее деятельности, а также внутриорганизационных взаимодействий.
Организация и руководство практикой
Для организации и проведения практики магистров кафедры экономики города и муниципального управления факультета государственного и муниципального управления создается система управления, которая функционирует на постоянной основе с выделением ответственных сотрудников кафедры, которые взаимодействуют между собой и с представителями организаций, в которых осуществляется прохождение практики в вопросах организации и проведения практики.
Ответственность за качественное прохождение практики несет заведующий кафедрой. Координация прохождения практики осуществляется заместителем заведующего кафедрой.
Ответственным за прохождение практики на кафедре разрабатываются программы практики, в которых указываются цели прохождения практики, содержание каждого из видов практики, описываются обязанности практикантов и функции руководителей практики, определяется структура отчета по практике. Кафедра представляет в деканат списки преподавателей, назначаемых руководителями практики и сведения об организациях, на базе которых студенты будут проходить практику.
Руководители по практике от кафедры:
принимают участие в распределении студентов по местам практик
оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов
устанавливают связь с руководителями практики от организаций и, совместно с ними, составляют рабочую программу проведения практики
оценивают результаты выполнения студентами программы практики.
Ответственным за прохождение практики на кафедре по ее результатам представляется отчет о проведении практики в учебную часть факультета государственного и муниципального управления.
Для руководства практикой студентов в организациях по согласованию с их руководителями и ответственным за прохождение практики на кафедре определяются руководители практики от организации.
Руководитель практики от организации:
принимает участие в разработке заданий для студентов, в проведении мероприятий по подготовке к прохождению практики
утверждает индивидуальный план работы каждого студента в соответствии с программой практики
консультирует студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе
по окончании практики оценивает работу практикантов и визирует составленные ими отчеты
предъявляет письменный отзыв о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.
Ответственным за прохождение практики на кафедре ведется учет базовых организаций для прохождения практики. Организация, сотрудничество с которой в целях обеспечения практики студентов осуществляется на долговременной постоянной основе, определяется как базовая организация для прохождения практики.
Закрепление организаций в качестве базовых производится частично на договорной основе. Ответственность за поиск объектов практики несет заведующий кафедрой. В договоре между ГУ-ВШЭ и организацией отражаются все вопросы, касающиеся прохождения студентами практики. Договор должен предусматривать назначение руководителя практики от организации (как правило, руководителя организации, его заместителя или одного из ведущих специалистов), а также ответственного по практике от кафедры.
Студенты могут самостоятельно осуществлять поиск мест практики. В этом случае студенты представляют на кафедру ходатайство (согласие) организации о предоставлении места прохождения практики с указанием срока.
При наличии вакантных должностей в организациях студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. В целях более равномерного распределения студентов по местам практики допускается проведение практики несколькими потоками (например, по группам), путем чередования учебных групп за счет времени, предусмотренного учебными планами на практику, самостоятельную подготовку, каникулы.
Допускается проведение практики в свободное от учебных занятий время по индивидуальным заданиям. В этом случае студент подает ответственному по практике от кафедры заявление, содержащее обоснование невозможности прохождения практики в установленные графиком учебного процесса сроки. На основании заявления, ответственным по практике от кафедры совместно с заведующим кафедрой и руководителями практики принимается решение о возможности переноса сроков прохождения практики.
Отчетность по результатам практики
Для дополнительной проверки качества прохождения практики, в первую очередь, полученных знаний, умений и навыков, а также в целях оценки качества собранных материалов, необходимых для написания магистерской диссертации, студенты должны предоставить следующие материалы и документы:
дневник практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями
отчет о проведенной работе, содержащий описание деятельности, выполнявшейся за время прохождения практики, полученных знаний и навыков, анализ трудностей в работе над собранными материалами, оценку своих творческих успехов и недостатков
отзыв руководителя практики от кафедры
отзыв из организации, в которой проходила практика.
В соответствии с Положением об организации и проведении практики студентов в Государственном университете – высшей школе экономики (далее – ГУ-ВШЭ), утвержденным приказом ректора ГУ-ВШЭ от 16 марта 2005 г. № 31-07/87 и Положением об организации и проведении практики студентов на факультете государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, утвержденным Ученым советом факультета 23 марта 2006 г. студент представляет отчет по практике не позднее пяти дней после окончания практики (включая выходные и праздничные дни) ответственному по практике от кафедры.
К отчету должны быть приложены материалы, собранные и проанализированные за время прохождения практики.
Содержание отчета по практике определяется программой прохождения практики. Отчет по научно-исследовательской практике защищается на заседании кафедры при участии руководителей практики. В обсуждении материалов принимают участие другие студенты группы.
По результатам прохождения практики оформляется ведомость.
Форма итогового контроля
Форма контроля по практике определяется в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами кафедры.
Практика студентов оценивается по десятибалльной системе и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку на выпускных курсах не допускаются к итоговой государственной аттестации и могут подлежать отчислению из ГУ-ВШЭ как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном Положением о формах контроля знаний студентов ГУ-ВШЭ, утвержденным Ученым советом ГУ- ВШЭ (Протокол от 27 сентября 2002 г. № 29).
Заведующий кафедрой экономики города
и муниципального управления
Программа дисциплины «государственное регулирование предпринимательской деятельности» для специальности 080504 . 65 «Государственное и муниципальное управление» Уровень высшего.
Источники:
Следующие:
21 апреля 2022 года