Текст
Текст - слово многозначное. Обычно так называют всякую записанную речь (художественно произведение, сочинение, документ и т. п.), а также часть речи или отрывок из нее.
В синтаксисе текст - это неcколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически.
Предложения в тексте объединяются общей темой . Обычно эта тема бывает названной в первом предложении. Например: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу. (А. Пушкин).
Тема этого стихотворного текста - осенний пейзаж.
Текст может члениться на части, в каждой из которых возникает микротема .
По содержанию различают тексты:
- описательные
- повествовательные
- тексты-рассуждения.
В повествовательных текстах сообщается о происшедших событиях в их последовательности. Например: Я оделся и вышел в сад. Резкий ветер обмыл лицо холодной водой, и сон сразу прошел (К. Паустовский).
В текстах-рассуждениях содержится изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Например: Взглянем, к примеру, на Евразию в начале первого века н. э. Западную оконечность великого евразийского континента занимала Римская империя <. >.
Что же помешало этой отлаженной системе отношений дожиь до нашего времени? Почему мы не видим не римлян, ни Великого шелкового пути? ДА потому, что уже в конце I - начале II века н. э. пришли в движение многие народы, дотоле спокойно жившие в привычных условиях (по Л. Гумилеву).
Существуют два вида связи между предложениями в структкру текста: цепная и параллельная .
Цепная связь
При цепной связи предложения как бы "цепляются" друг за друга: каждое последующее предложение по смыслу является продолжением предыдущего.
Основные признаки цепной связи:
Через минуту наша бричка тоже тронулась в путь. Точно она ехала назад, а не дальше, мы видели то же самое, что и до полудня. Холмы так же тонули в лиловой дали, и не было видно их конца.
Параллельная связь
При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий.
Основные признаки параллельной связи:
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера - это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись госами в коряги, рыбы, спят птицы - все спят, и только совы летают около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха (К. Паустовский).
Примечание В тексте может быть смешанная связь - параллельно-цепная .
Пример текста-описания: как правильно написать
Многие ученики задаются вопросом: "Что такое текст-описание?" И неспроста, ведь школьникам часто задают подобные сочинения. Поэтому необходимо знать, что они собою представляют.
Что такое сочинение-описание?
Такое сочинение, по сути, является текстом, базирующимся на описании как речевом типе. Все просто, не правда ли? Следовательно, создать сочинение-описание - значит написать текст, содержащий черты данного речевого типа. Основным характерным качеством такого произведения можно назвать то, что оно дает ответ на вопрос какой?. Для того чтобы все это лучше понять, рекомендуется прочитать пример текста-описания.
Наиболее распространенные темы подобных текстов
В большинстве случаев такое сочинение являет собой произведение, выдержанное в художественном стиле, и содержит описание определенной личности (портрета), вещи, пейзажа (состояния природы). Создать его достаточно просто. В качестве примера можно привести такие темы, как Описание товарища, Моя мама за работой, Мой домашний любимец, Наша аллея в осеннюю пору. В некоторых случаях тексты-описания бывают посвящены выдуманным личностям или вещам. Например, Домик сказочного персонажа, Описание моего любимого книжного героя. Вообще, тем может быть довольно много.
Предметы в движении
Текст-описание, помимо внешних деталей природы, зверей, людей, может включать в себя их внутренние характеристики - настроение, темперамент, их изменения. В таком сочинении предметы нередко бывают показаны в движении, иными словами, говорится о всевозможных действиях, осуществляемых людьми: как готовят блюдо, как сажают растение, как работают с каким-либо механизмом, как расчесывают волосы, как растапливают печку, как ставят палатку и др. Да мало ли о чем можно еще написать! Описание всевозможных состояний, а также действий делает текст более правдоподобным, детальным, интересным. Необходимо учитывать это. Каждый ученик должен знать, что такое текст-описание.
Научный текст-описание
Не стоит думать, что такие тексты бывают исключительно художественными. Также они могут быть техническими, деловыми, научными. И это не редкость. Научные тексты-описания содержат технические рассказы об устройствах, механизмах, отдельных элементах. Они включают в себя конкретные сведения об их использовании. В подобном сочинении можно встретить довольно редкие и не всем понятные термины.
Художественное сочинение-описание
Художественный текст-описание предполагает оперирование выразительно-изобразительными элементами родного языка. Такие сочинения часто вызывают затруднения у школьников. И даже пример текста-описания, предоставленный учителем, редко облегчает им задачу. Но есть и талантливые ребята, которым это дается достаточно легко.
План такого сочинения
Художественный текст-описание обычно составляется по такому плану:
1. Общие сведения о предмете (Что он собой представляет? Кем он является? По какой причине именно данная вещь (личность, зверь) описывается?).
2. Частные характеристики предмета. Пример текста-описания обязательно должен содержать их. В случае, если речь идет о человеке, то поочередно рассказывается о его качествах: лице, теле, позиции, манере беседы. Если говорится о природе, то описываются ее признаки: кусты, трава, небо, оттенки цветов и др.
3. Личное мнение о том, что является темой текста.
Пример текста-описания
Еще достаточно тепло, однако уже становится печально от запаха минувшего лета, насыщенного, кисловато-терпкого. С деревьев слетают обожженные палящим солнцем листья. Создается впечатление, что ветки темнеют, они притомились и хотят уснуть. Суетливые небольшие паучки торопливо плетут паутины, и люди, не замечая, срывают их. В особенном оживлении почему-то находятся птицы. Некоторые готовятся к перелету, другие, вволю насытившись летом, собираются зимовать. А молодые птички невероятно проворны, они летают, дерутся. Они еще не понимают, что такое холода, и не ожидают никаких неприятностей.
На склонах, среди густой растительности, торопливо пробегают ящерки. Лишь шелест и колыхание травы свидетельствуют о том, что они здесь. Также летают пчелы, которых, однако, не очень много. Кажется, что им тяжело удерживать в воздухе свои кругленькие тела. А бабочка здесь всего лишь одна. Она сидит на большом цветке репейника. Красавица может долго находиться в одном положении со сложенными крыльями, и создается впечатление, что она больше не сдвинется с места. За то время, пока она так сидит, можно успеть написать текст-описание, рассказывающий о ней.
А небо сейчас поразительно синее, высокое, с поднимающимся вверх светилом. Эти торжественные осенние цвета продержатся недолго, вскоре теплые оттенки перейдут в более холодные, тяжелые и мрачноватые. А пока на улице достаточно высокая температура воздуха, светит солнце, все доживает, спешит, и печально, что вот-вот придут холода.
Клены обзавелись багряным нарядом. Они покачиваются, пригорюнившись, на опушке, будто печалятся о том, что уже середина осени. Изредка с них падают резные красивые листья. Неожиданное дуновение ветра небрежно срывает часть осеннего наряда с печальных кленов. Как мило смотрятся березки, одетые в золото, посреди изумрудных сосен. Их ветки наклонены вниз. Березки грустят, что вскоре грянут морозы. Раскинув ветки, подобно гигантским исполинам, стоят изумрудно-желтые дубы.
Высоко в небесах громко перекликаются журавли. Они сбиваются в стаи и отправляются в теплые страны. Где-то высоко переговариваются дикие гуси. На родине становится морозно, и им приходится лететь на юг. Одни лишь воробышки изредка проносятся среди деревьев и громко чирикают. Им некуда торопиться. Недавно на уроке мы читали художественный текст-описание об этих милых пташках.
Однажды в осеннюю пору наша преподавательница показала нам на литературе репродукцию полотна Левитана под названием Золотая осень, после чего мы решили обсудить данную картину. После того, как мы поговорили о ней, весь наш класс отправился на прогулку в Воронцовский парк. Золотые листья и голубая вода, в которой были видны холодные белоснежные облака, слились в моем воображении с полотном прославленного живописца, и я на всю жизнь влюбилась в осень.
Стоял октябрь. Мы с преподавательницей шагали по парку. Листва шелестела под нашими сапогами, над водой изредка проносились дикие утки. Птицы готовились улетать и собирались в стайки.
Я вернулась из парка домой, однако какое-то торжественное чувство все еще царило в моей душе. Я ощущала необходимость как-то выразить его. Казалось, что оно рвалось из моей груди на свободу. Я присела возле окна. На улице, будто в огромном аквариуме, плыли люди, транспорт. С противоположной стороны дороги несколько девочек стояли возле ларька, они, щурясь от яркого света, улыбались проходящим мимо людям. Вот они увидели меня. Одна из них мило помахала мне, и от этого теплое чувство в моей душе стало только сильнее. Я встала, взяла ватман и карандаши. Я предчувствовала, что смогу создать прекрасную картину. Стала изображать первое, что приходило на ум: речку, деревья, храм с позолоченным куполом, самолет, птиц в вышине, ларек с девочками и маленькую собачку. Вскоре сломался мой карандаш, и возникла вынужденная пауза, воспользовавшись которой, я посмотрела на картину оценивающим взглядом. Передо мной была кошмарная каша из предметов, птиц, прохожих и зверей. Но это не испортило моего настроения.
Я еще отчетливее осознала, как прекрасны талантливые живописцы, рисующие так, что картина получается лучше реальности. Весь этот замечательный день был до краев наполнен осенней атмосферой, которую я еще долго не забуду. Я решила создать небольшой текст-описание об этой прекрасной поре, которая не так давно поселилась в моем сердце.
В заключение
Теперь вы знаете все о текстах-описаниях. Опираясь на приведенный выше пример, вы, скорее всего, сможете создать свое собственное сочинение.
Национальный банк Украины запретил банкам Украины осуществлять деятельность в Крыму до прекращения российской оккупации. Об этом говорится в сообщении. Вся новость
Списание денежных средств судебными приставамиСо сберегательной книжки, на которую поступают. Вся новость
В современных условиях характеристики как раньше начали величать письмами с рекомендацией. Многим приходилось связываться с документом как характеристика. В. Вся новость
Образец характеристика выпускника
В бытность СССР рекомендацию гаранта заменяла обычная характеристика. Вашему вниманию шаблон, который поможет сберечь время на составление качественного документа Одно дело получать характеристики, другое предоставить. Всегда необходимо было приходить к кадровику с характеристикой. Многим приходилось иметь дело с документом как характеристика. Когда наступал период выбирать работу, или выпадала удача занять важную должность. Теперь характеристики опять начали величать письмами с рекомендацией. Все чаще в привычный обиход вкралось такое понятие как рекомендательное письмо.
Виды характеристик
Составлять характеристику обучающемуся (даже если он давным-давно покинул стены школы) или призывнику - должностная обязанность классного руководителя наряду с заполнением классного журнала, личного дела и другой отчетной документации. Многие испытывают затруднения в создании именно этой деловой бумаги, поскольку она, как и любой документ, составляется по образцу и строго регламентируется нормами официально-делового стиля.
Здесь предложены планы и образцы характеристик различных видов:
Характеристика призывника
Иванов Никита Андреевич, 21.09.1994 года рождения, учится в 11 Б классе МОУ СОШ № 1. Воспитывается в полной благополучной семье. У Никиты есть младшая сестра.
Материальное состояние семьи хорошее. Родители трудоспособны.
Общественные поручения выполняются добросовестно и ответственно. Никита -серьезный и целеустремленный юноша. После окончания школы планирует получить техническое образование.
Очень способен: по итогам обучения в 10 классе имеет в основном отличные отметки. Является призером нескольких школьных предметных олимпиад.
Пропусков занятий без уважительных причин нет. Интересуется такими учебными дисциплинами, как история, математика и английский язык. Трудовые поручения выполняет добросовестно.
Никита - выпускник музыкальной школы по классу аккордеона, фортепиано и балалайки. Как и его отец-тренер, юноша с увлечением занимается разными видами спорта: баскетболом, футболом, таекван-до, греплингом и пауэрлифтингом.
В классном коллективе пользуется уважением и авторитетом. Спокоен, сдержан, доброжелателен, разборчив в друзьях. Отношения с одноклассниками и ровесниками ровные. Тактичен, воспитан, вежлив.
Бесконфликтен, добродушен, уступчив и толерантен. На критику реагирует адекватно. Прислушивается к мнению взрослых: родители и учителя пользуются у юноши непререкаемым авторитетом.
Наблюдательность, сообразительность и память развиты хорошо. На учебных занятиях работоспособен, сосредоточен и внимателен. Дисциплинирован. Уверен в себе. Аккуратен. В сложных ситуациях ведет себя собранно.
Голос спокойный. Почерк крупный, разборчивый. Письмо грамотное.
Вредных привычек не имеет. Никогда не участвует в антиправных действиях. Честен, искренен, порядочен, справедлив, добр.
Объективен в оценке собственных и чужих поступков.
Характеристика
Ивановой Александры Ивановны,
24.11. 1994 года рождения,
обучающейся 11 Б класса
МБОУ СОШ №1 г. Вуктыла,
проживающей по адресу:
улица Пионерская, дом 9, квартира 12 .
Александра Иванова в данном коллективе обучается с первого класса. Девушке семнадцать лет, она физически развита, здорова, хронических заболеваний не имеет.
Воспитывается в полной интеллигентной и благополучной семье. Отец и мать пользуются у дочери непререкаемым авторитетом, основанным на уважении. Имеет старшего брата.
За время обучения Александра зарекомендовала себя способной, организованной и старательной ученицей. В течение учебных лет являлась лучшей ученицей: имеет годовые отметки 5 и 4.
Обладает хорошей памятью, что помогает девушке быстро усваивать программный материал. Речь развита: у Александры богатый лексикон, устная и письменная речь грамотная, образная. Умеет великолепно пересказывать прочитанный материал.
Систематически добросовестно выполняет домашние задания. У девушки преобладает устойчивое внимание, она достаточно легко умеет переключаться с одного вида деятельности на другой.
У Александры наиболее выражены гуманитарные способности. Любимые предметы - обществознание, история, русский язык, физическая культура. Серьезно девушка относится к учебным занятиям на элективных курсах по предметам, которые связаны с ее будущей профессией.
Хороший уровень знаний позволяет Александре успешно выступать на различных этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников, занимая призовые и первые места на муниципальном и школьном этапах. С интересом и результативно участвует в международных интеллектуальных конкурсах.
В течение всех лет обучения Александра активно занимается спортом. Является членом школьной команды по баскетболу. Принимает активное участие во всех школьных спортивных мероприятиях.
Среди других увлечений девушки - игра на гитаре, чтение художественной и специальной литературы.
Общественные поручения выполняет добросовестно, переживает за успехи коллектива, стремится к достижению сознательно поставленных целей. В течение учебных лет являлась командиром класса.
В труде старательна и вынослива.
Девушка сдержанна, немногословна. Тактична, доброжелательна. Среди друзей и одноклассников с младшего школьного возраста пользуется авторитетом.
Принципиальна. В дружбе разборчива и надежна. К старшим относится уважительно.
Вредных привычек не имеет. Отрицательным влияниям не поддается, имеет свое собственное мнение и умеет его отстаивать.
Пример характеристики выпускника
Иваненко Виктор учился в данной школе с 1 по 9 класс. Зарекомендовал себя как старательный, дисциплинированный ученик. Завладел учебным материалом на достаточном уровне.
Учился в меру своих сил. Обнаружил добрую память, логическое мышление, учебный материал усваивал легко. Имел способности и особенный интерес к изучению истории, географии.
На уроках всегда был внимателен, активен, систематически выполнял домашние задания. Школу посещал регулярно.
До выполнения общественных поручений всегда относился добросовестно, принимал активное участие в общественной жизни школы. Всегда имел собственную точку зрения, которую аргументировано отстаивал. Был участником спортивных соревнований, членом школьной футбольной команды.
Скромный, товарищеский, сдержанный, уравновешенный. Правила поведения всегда сознательно выполнял. Пользовался уважением среди преподавателей и авторитетом среди одноклассников.
Имел много друзей, поддерживал дружеские отношения со многими учениками.
Родители уделяли надлежащее внимание воспитанию сына.
Характеристика выдана для предъявления по месту требования.
Директор школы (Фамилия Имя Отчество)
Классный руководитель (Фамилия Имя Отчество)
Текст характеристики состоит из четырех частей::
1. Анкетные данные лица, на которого складывается характеристика (размещаются по центру листа или в столбик справа).
2. Сведения об деятельности или учебе (с какого года работает или учится, где, отношение к работе, учебе, уровень профессионализма, учебных достижений и владение мастерством, или владения учебным материалом).
3. Оценка деловых и моральных качеств: сведения о поощрении (взыскание): отношения в коллективе.
4. Выводы: указание, куда подается характеристика.
Для примера ниже мы приводим образцы характеристик.
Характеристика (образец)
Образец характеристики учителя
Образец характеристики ученицы
Образец характеристики рекомендации
Образец характеристики плохого работника
Пример характеристики врача
Характеристика программиста (пример)
Образец характеристики работника фирмы
Характеристика учителя начальных классов
Характеристика учителя начальных классов (2)
Документ учителя зарубежной литературы
Характеристика работы учителя
Документ на выпускника школы
Характеристика выпускника школы (2)
Документ выпускницы школы
Документ с места учебы
Характеристика на ученицу
Характеристика выпускника
Характеристика выпускника 2
Характеристика выпускника 3 (образец)
Характеристика выпускника 4 (образец)
Характеристика выпускника 5 (образец)
Характеристика выпускника 6 (образец)
Характеристика выпускника 7 (образец)
Пример характеристики выпускника
Характеристика (зразок) учня 10 класу
Зразок характеристики випускника
Приклад характеристики учнів 5 класу
Психолого - педагогічна характеристика 6 класу
Психолого-педагогічна характеристика учня, схильного до правопорушень
Психолого педагогічна характеристика
Психолого педагогічна характеристика учня
Характеристика музею
Характеристика вчителя початкових класів
Зразок характеристики класу
Зразок характеристики учня
Зразок характеристики учня (2)
Зразок характеристики учня (3)
Характеристика роботи вчителя
Примеры текстов с элементами описания обстановки
В КАЮТЕ ОТЦА . Володя уже не раз бывал на морских судах, но никогда еще не попадал на такой большой корабль. Он с интересом разглядывал красивую каюту, где все сверкало, все казалось гладким, чистым, носившим отпечаток того особого скромного, расчетливого уюта, который свойствен всем помещениям на большом современном корабле. Койка была просторная, у изголовья ее ограждал деревянный бортик. На стене каюты была укреплена полочка. Там в особом гнезде, как клушка, сидел толстобокий графин из соседнего маленького гнезда высовывался стакан. Тяжелая медная пепельница стояла на столе против стопки книг. Книги тоже были толстые в крепких переплетах. Кресло перед столом выглядело тяжелым и очень прочным. Все было надежным, готовым служить моряку на совесть. Все напоминало о том, что рядом, отделенная всего лишь тонкой стенкой борта, плескалась сила, с которой надо было считаться.
Составьте план изложения например:
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ . В городе Пушкине в здании бывшего Царскосельского лицея открыт мемориальный музей. По старинной лестнице еще пушкинских времен поднимаемся на третий этаж и попадаем в лицейский зал. В этом зале на переводном экзамене юный Александр Пушкин в присутствии прославленного русского поэта Г. Р. Державина читал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был Б восхищении. Рядом с залом библиотека.-На полках подлинные книги лицейской библиотеки: сочинения Державина, Батюшкова, Жуковского. В учебном классе шесть полуциркульных столов, стоящих один выше другого. Кафедра, доска. Воспитанников рассаживали в соответствии с успехами в учении: лучшие ученики занимали первые места.
Спальный коридор и комнаты воспитанников разместились на четвертом этаже. Над тридцатью дверями висят дощечки с номерами комнат и именами воспитанников. В комнате № 14 жил Пушкин. Здесь кровать, конторка, комод, столик с умывальными принадлежностями и, конечно, книги, рукописи. С лицеем связано начало пушкинской поэзии. Здесь прошла его юность, родилась дружба. верность которой поэт хранил всю жизнь.
ТАЛАНТ — ЭТО ТРУД . Самая интересная комната в доме Горького — это его кабинет. Войдите в нее, и вас охватит благоговейное волнение. В кабинете Горького все создано для напряженного труда. Огромный письменный стол сделан по чертежам самого Алексея Максимовича. Все стены от пола и до потолка заняты книгами. Здесь, в рабочей комнате, проходила большая часть жизни писателя. Каждый день с 9 утра и до 2 часов дня Горький здесь работал над своими произведениями. Почти каждый день появлялись в газетах его статьи: он откликался на все события, которые происходили в мире. Простая деревянная ручка лежит на столе, ручка с острым стальным пером, из-под которого выходили страстные горьковские слова. Во второй половине дня в своем кабинете Горький отвечал на письма, правил рукописи молодых писателен. И так изо дня в день большая напряженная жизнь.
Талант — это труд, прежде всего труд. Алексей Максимович неустанно напоминал об этом молодежи. Он жизнью своей доказал это.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - Примеры текстов с элементами описания обстановки. И в закладках появилось готовое сочинение.
Урок русского языка по теме: Развитие речи. Текст-описание. 2-й класс
Цели урока:Внешний вид.
Особенности.
I. Организация класса.
II. Сообщение цели урока.
Сегодня мы повторим особенности текста-описания, будем учиться его составлять и записывать.
III. Повторение изученного.
- Что такое текст?
- Какие бывают типы текстов?
- В чем особенность текста-описания? (Описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов).
- Назовите составные части текста- описания? (Внешний вид, главная мысль, особенность)
IV. Работа над текстом
1) Чтение текста про себя
Лиса - осторожный и хитрый зверь.
Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы.
Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
- Назовите тему текста.
- О чем этот текст? (О лисе)
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.
Источники:
Следующие:
21 апреля 2022 года