Характеристика ребенка дошкольного возраста
Тема: Характерис тика ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст делится на младший, средний, старший.
В дошкольных учреждениях согласно этой классификации выделяют следующие возрастные группы: п ервая и вторая младшая, средняя , старшая, подготовительная группы.
Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. А так как качественной характеристикой каждого возраста являются новообразования, то стоит разобраться какие же новообразования появляются у ребенка 3 лет жизни.
К этому времени если развитие происходило нормально, то рост ребенка составляет до 90-100 см, увеличивается в весе (примерно 13-16 кг.). Он становится более ловким, легко бегает, прыгает, правда сразу на двух ногах и не очень высоко, мяч ловит сразу двумя руками и крепко прижимает его к груди, но в 2 года этого делать он еще не умеет.
Физически ребенок явно стал крепче. Физическое развитие детей в дошкольном возрасте уже не столь стремительно, как было в раннем возрасте. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. В дошкольном возрасте физическое развитие становится необходимым фоном, условием, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. А вот умственное, эстетическое, нравственное набирает высокий темп развития.
Дошкольник активно познает окружающий мир, хочет разобраться, понять наблюдаемые явления, события. В этот период активно развивается память, мышление, речь, воображение.
Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Любознательность стимулирует ребенка к исследовательской деятельности, экспериментированию . к обращению с вопросами к взрослым. По характеру вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок. Первые вопросы дошкольника связаны с желанием обозначить окружающий его мир. Поэтому вопросы детей чаще всего начинаются с вопросительного слова. (Что, кто это? Как это называется?). Подобные вопросы, конечно, возникают и позднее при встрече с каждым новым предметом , явлением, объектом. И лишь позже, примерно в 4-5 лет, начинают появляться вопросы с важным вопросительным словом «как?» (Как это сделать?), и наконец, со словом «почему».
Среди объектов социального мира, которые познает ребенок, находится и он сам. Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, чувствам, полу и т.д. психологи называют это развитием самосознания . К старшему дошкольному возрасту ребенок уже довольно много знает о себе, умеет управлять собственными чувствами и поведением, что способствует появлению произвольности поведения.
В дошкольном возрасте у ребенка развивается воображение. Материалом для воображения служат знания об окружающем, которые он приобретает. Дети активно расширяют собственный запас слов, задумываются над их значением, пытаются объяснить смысл новых для них слов.
Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться уче бная деятельность.
Конечно, главной, ведущей деятельностью является игра. Игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
В 3 года ребенок с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремиться помогать старшим во всех домашних делах .
Качественно меняется характер эмоциональной сферы. Выготский Л.С. отмечал, что к 5 годам ребенок способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных чувств, а также эмоциональных состояний другого .
Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга. Они учатся справедливо решать конфликты, проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба. Наряду с такими проявлениями часто встречаются грубость, нежелание общаться. Исследователи отмечают и такое явление как ложь.
В этом возрасте у ребенка развивается чувство собственного достоинства, которое иногда проявляется в обидчивости. По своей природе ребенок оптимистичен и весел. С течением времени ребенок все более становиться самостоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.
Дошкольник осваивает новые формы выражения своего отношения ко взрослым и детям . Возникает новая форма общения внеситуативно-личностная . Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений. Так, к концу дошкольного возраста социальный опыт ребенка «многоцветен». И в нем отражается характер воспитания в первые 6 – 7 лет жизни. Но дошкольник остается открытым добру и способен следовать добру, а его отрицательные проявления пока еще не носят неизменно устойчивой формы.
Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое, умственное, нравственное, эмоциональное, развитие воли, интеллекта, развитие деятельности как жизненной активности.
К 6 – 7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
Новые авторы
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЁНКА,
ПОСТУПАЮЩЕГО В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ
Педагоги ДОУ, работающие в логопедических группах, сталкиваются с необходимостью составления индивидуальных психолого – педагогических характеристик, дающих представление о физическом и интеллектуальном развитии ребёнка, о возможных причинах отклонений формирования его речи, о поведении на занятиях и во внеучебное время, об усвоении программы детского сада по всем видам учебной деятельности. особенностях общения с взрослыми и сверстниками в детском саду и др. Возрастные стандарты хорошо известны профессионалам и всё же многие специалисты при составлении характеристик на ребёнка часто испытывают затруднения.
Характеристики являются документами, которые обсуждаются специалистами в ходе консилиума. Их анализ показывает, что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно. Многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:
- неполное составление педагогических характеристик,
- несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике
-отсутствие в психолого-педагогических характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала
- излишне подробные характеристики, содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации
- отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.
Педагог должен представлять себе не отдельные стороны, а центральные линии развития ребёнка, видеть основные проявления психики малыша и уметь точно и грамотно отразить их в характеристике. Основными сведениями, которые должны быть представлены в характеристике являются:
- сколько времени находится ребенок в данном детском учреждении
- особенности адаптации ребенка к детскому учреждению
- индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада и трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии
- особенности поведения: дисциплина, работоспособность, степень внимания (более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т. д.)
- взаимоотношение ребёнка с взрослыми и детьми, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети
- какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т. д.).
Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов (бланк «Характеристика на воспитанника группы» - Приложение 1 и «Ключ к написанию характеристики» - Приложение 2) значимость и основное назначение которых – облегчить работу специалистам и воспитателям по составлению полных, грамотных и объективных психолого-педагогических характеристик детей, поступающих на обследование на ПМПК, рационально используя своё рабочее время.
Разделы «Характеристики …» заполняются воспитателями и другими участниками воспитательно-образовательного процесса (музыкальным руководителем, воспитателем ИЗО, психологом, инструктором по физической культуре), работающими с ребёнком. При заполнении разделов характеристики используется «Ключ к написанию характеристики». Чтобы не тратить дополнительное время на подбор определённых фраз, специальных выражений, формулировок, в характеристике предлагается начало формулировок, а в ключе варианты их продолжения, готовые ответы (речевые клише), которые упрощают заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность. Это помогает педагогам более эффективно организовать свою работу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлакина О. В, Кузьмина Е. С. Требования к составлению психолого-педагогических характеристик детей, поступающих на обследование ПМПК
2. Волковская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Москва. Изд. Дом «Образование плюс», 2009
3. Грибова О. Е. «Технология организации логопедического обследования» Москва. АЙРС ПРЕСС, 2008
4. Злобенко М. П. Ерофеева О. Н. Морозова И. В. Мишуткина Э. П. «Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста» Г. Волгоград. Изд. «Учитель», 2010
5. Козырь Т. В. «Педагогическая диагностика в коррекционном дошкольном учреждении» Ж «Дошкольная педагогика №4 (июль, август), 2003
6. Короткова Н. А. Нежнов П. Г.Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников Ж «Ребёнок в детском саду» №3,2005 г, №4,2005
7. Логинова В. И и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду Санкт-Петербург, 1997
8. Логинова В. И, Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика Москва. «Просвещение», 1988
9. Любина Г. А. Характеристика речи детей. Ж «Ребёнок в детском саду» № 5, 2004
10. Микляева Н. В. «Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста». Москва. АЙРС ПРЕСС, 2007
11. Никитина Е. Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик. Ж. « Логопед» №2, 2010
12. Поваляева М. А. «Справочник логопеда» Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008
13. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Минск, 2005
14. Роботов А. С. и др. Введение в педагогическую деятельность. Москва. «Академия», 2002
15. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. Москва. «Творческий центр», 2004
16. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Москва. «Академ А». 1996
17. Фотекова Т. А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Москва. Аркти, 2000
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ХАРАКТЕРИСТИКА НА ВОСПИТАННИКА _____________________ ГРУППЫ
МДОУ «АТАМАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
______________________________________________________________________________________________________
Дата рождения ______________________ Национальность (наличие двуязычия) ______________
Домашний адрес ________________________________________________________________
Родители (ФИО, место работы, должность, рабочий телефон, возраст при рождении ребёнка) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Детский сад посещает с _____________ года. В каком возрасте поступил _________________
Откуда поступил ____________________________________________________________________
Оценка адаптации в группе _________________________________________________________
УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ
Семья ________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Речевая среда__________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Социальная среда ______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Культурно-бытовые условия в семье_________________________________________________ _____________________
Психологический климат, особенности взаимоотношений между членами семьи ______________________________ ______________________________________________________________________________________________________
Отношение к ребёнку в семье ____________________________________________________________________________
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА, ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На имя ______________________________________________________________________________________________
Свои имя и фамилию___________________________________________________________________________________
Родственные связи (мама, папа, бабушка и др.) _____________________________________________________________
Круг представлений об окружающем______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ
Контакт ______________________________________________________________________________________________
В общении (с взрослыми и детьми) ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Слова вежливости ____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
МОТОРНАЯ СФЕРА
Общая моторика ______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мелкая моторика ______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущая рука _________________________________________________________________________________________
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Развиты _______________________________________________________________________________________________
Самостоятельно _______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельно _______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Настроение ребенка____________________________________________________________________________________
Преобладает __________________________________________________________________________________________
Волевыми особенностями являются ______________________________________________________________________
Работоспособность _____________________________________________________________________________________
Характер деятельности__________________________________________________________________________________
Реакция на требование, замечание ________________________________________________________________________
Реакция на одобрение___________________________________________________________________________________
Страхи_______________________________________________________________________________________________
Изменение эмоционального состояния связано с ___________________________________________________________
Управлять своим поведением ____________________________________________________________________________
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
ВНИМАНИЕ _________________________________________________________________________________________
Направленность________________________________________________________________________________________
Концентрация_________________________________________________________________________________________
Устойчивость _________________________________________________________________________________________
Распределяемость ______________________________________________________________________________________
Переключаемость ______________________________________________________________________________________
Объём _______________________________________________________________________________________________
ВОСПРИЯТИЕ _______________________________________________________________________________________
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ______________________________________________________________________________
Зрительно-предметное восприятие _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Восприятие цвета______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие величины __________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
Восприятие формы _____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ . _______________________________________________________________________________
Опознание и дифференцировка шумов ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ___________________________________________________________
В сторонах собственного тела ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Пространственные представления _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ _________________________________________________________________________________________________
ЦЕЛОСТНЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА ______________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________
ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (СТЕРЕОГНОЗ) _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________
ПАМЯТЬ ____________________________________________________________________________________________
Произвольное запоминание _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Непроизвольное запоминание ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ____________________________________________________________
Операции обобщения ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Операции сериации ____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Операции сравнения ___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
______________________________________________________________________________________________________
Звуковой строй _______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематический слух __________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звуковой и слоговой анализ _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Словарный запас ______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Строение слов _________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Связная речь __________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Размести свой сайт на хостинге AGAVA! Удобно и Просто!
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая деятельность ___________________________________________________________________________________
Интерес к игрушкам _____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Характер действий и способы выполнения заданий с предметами и игрушками __________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБУЧАЕМОСТЬ
______________________________________________________________________________________________________ К занятиям относится _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Программный материал усвоен на ______________________________________________________________________
Психолого – педагогические показатели ___________________________________________________________________
Наибольшие трудности и беспокойство вызывает __________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Дата: __________________________ Воспитатели: _____________________________________
_____________________________________
Заведующий ДОУ __________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КЛЮЧ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ
Фамилия, имя, отчество ребенка
Дата рождения
Национальность (наличие двуязычия)
Возрастная психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
19 Февраль 2013
0 (4504) Просмотры
Ранний возраст является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка.
Прежде всего ребенок начинает ходить.
Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными. В результате такого высвобождения ребенка уменьшается его зависимость от взрослого и бурно развивается познавательная активность. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования.
Вместо вопроса: «Что это?» — при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?» (Р. Я. Лехтман-Абрамович, Д. Б. Эльконин).Познавательный интерес ребенка чрезвычайно расширяется, поэтому он стремится познакомиться с большим количеством предметов и игрушек и научиться действовать ими.В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и со свойствами — формой, величиной, цветом, массой, материалом и т. п. У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще очень слабо, хотя в быту он уже хорошо ориентируется. Это обусловлено скорее узнаванием предметов, чем подлинным восприятием. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков- ориентиров.Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, выполняя которые он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величина, форма, цвет) и приводить их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и свойств происходит в практической деятельности, затем развиваются соотнесения перцептивного характера и в дальнейшем формируются перцептивные действия.
Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит не одновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотичных действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. Но отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию — к методу проб, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно персептивному ориентированию.
Ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое промеривание, однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение промериванием и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на сигнальном уровне, т. е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем — по отношению к цвету (Л. А. Венгер, В. С. Мухина).
Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно.
Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к концу первого года жизни ребенок имеет в словаре всего 10−20 лепетных слов, то к трем годам и его активном словаре насчитывается уже более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает лее большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются называнием свойств предметов. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Речь появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка.
Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.
Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой
Расскажу об особенностях развития детей (от 2 до 3 лет) на примере своей группы «Капелька».
Группу посещают 22 ребёнка.11мальчиков и 11девочек. Дети становятся самостоятельнее. У них продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности также связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Например: с интересом мы играем с дидактическими играми, выделяем парные картинки по образцу и иногда самостоятельно, собираем пирамидку в определённом порядке.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия.
Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Проявляют фантазию, самостоятельность. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно-ролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает, что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни. Особенно заметно после выходных дней. По игре можно определить, чем занимались дети в выходные дома. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: они осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, называют величину и цвет различать мелодии колыбельные ,весёлые, грустные выполняют музыкально ритмические движения поют. читают стихи. Они такие молодцы. Иногда я включаю магнитофон с записями колыбельных песен ,перед сном. Слушают простые рассказы, сказки, стихи, потешки. Понимают значение некоторых абстрактных слов (большой- маленький, мокрый -сухой и др.). Задают вопросы Что это? .
! Начинают понимать точку зрения другого лица.
! Развивается начальное представление о количестве (больше- меньше, полный- пустой).
В ходе совместной предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Малыши продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Если сравнивать с прошлым годом. в этом году больше говорящих детей чем в прошлом. Это было связано с возрастными особенностями малышей (1г 9м.) К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности продуктивной деятельности -рисование, аппликация лепка. конструирование. В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику, воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой. Малыши очень любят рисовать. Мы рисуем и кисточками, и пальчиками, ушными палочками, губками, ладошками.
Рисунки выставляем на стенде «Мы художники».
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть. В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка. При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то, насколько ему это нравилось делать.
В профессиональной деятельности воспитателя изучения психики дошкольника носит практическую направленность, ориентированное на повышение эффективности обучения и воспитания детей.
Знать особенности каждого ребенка педагогу необходимо для обеспечения индивидуального подхода в воспитании детей.
Без этого невозможны эффективное выполнение воспитателем своих обязанностей, творческий подход в его работе. Полноценное выполнение воспитателем профессиональных функций невозможно без осознания им своей роли в воспитательном процессе с дошкольниками. Для дошкольника воспитатель выступает старшим, умным товарищем, партнером по сотрудничеству, всегда готовым оказать помощь.
Автор-составитель: Морозова Елена Викторовна,
воспитатель МБОУ начальная школа –детский сад №37
г.Сургут. ХМАО Тюменской области.
Статья размещена в авторской редакции.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
УДК 159.922.7/.8 ББК 88.834 Б 90
Е.А.Бузарова, Т.Н.Четыз
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье исследуются процесс интенсивного интеллектуального развития в младшем школьном возрасте, развитие его интеллекта, интеллектуализация всех аспектов психического развития, их осознание и произвольность, развития памяти.
Опосредованность, память и ее развитие с возрастом, лестница развития, запоминания, мыслительные.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом изменяются. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к 6-7 годам уже достаточно велики.
В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на
чем-то однообразном. Л вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-1 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. «3 старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок».
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие
произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лег, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная па запоминание определенного материала Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала [1]
Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым услови-
ем которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается перс-ход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. «Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действ ительности».[2]
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
«Р^витие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперирован, представлениями па произвольном уровне». [3] Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основание определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-де йственного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядноюбршного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядноюбршного мышления - наглядносхематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении затаи схематические изображения.
«Нагляджххематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их ». [4] В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способа-
ми: используя наглядно-действенное, наглядноюбразное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логическою мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждая ребенка к определенным действиям. «У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки». [5] Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми.
Необходимо отмесить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив - «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенною эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам.
Источники:
Следующие:
21 апреля 2022 года