Синтаксический разбор предложения
Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение:
5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).
6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.
7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.
8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Если сложное предложение:
5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.
9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Пример синтаксического разбора простого предложения:
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся . распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:
Повест. невоскл. прост. двусост. г/о ученики и ученицы учатся . распростр. осложн.однород.подл.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что . сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Презентация к уроку
Назад Вперёд
Загрузить презентацию (5,2 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Слайд 2.
Организационный момент.
Повторение изученного.
Игра «Кто я?» - инсценировка теории заранее подготовленными учениками.
- Я – главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
- Я – предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
- Я – предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я?
- Я – предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
- Я – предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение. Как меня называют?
- Я – предложение. Имею 1 грамматическую основу. Как меня называют?
Объяснение нового материала.
Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?
- Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть.
- Указать, какими частями речи они выражены.
- Дать характеристику предложению.
Оформление памятки «Синтаксический разбор предложения».
Работа по теме.
Характеристика предложения. Как её выполнить?
Ekkas Мастер (2486) 4 года назад
Схема разбора простого предложения
1.Сделать графический разбор предложения: выделить грамматическую основу, указать способ выражения подлежащего, тип сказуемого и способ его выражения подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать их разряды и способы выражения.
2.Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
3.Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
4.Указать тип предложения по количеству главных членов (двусотавное или односоставное) для односоставных предложений определить разновидность (определённо-личное, неопределённо-личное, безличное, назывное).
5.Охарактеризовать предложение по наличию-отсутствию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6.Охарактеризовать предложение с точки зрения наличия-отсутствия структурно необходимых членов предложения (полное или неполное) если неполное, указать, какой член предложения пропущен.
7.Указать, является предложение осложнённым (чем осложнено: однородными, обособленными членами предложения, вводными словами, обращениями) или неосложнённым.
Примечание. При разборе части сложного предложения как простого характеристику по цели высказывания и эмоциональной окраске следует опустить достаточно указать, что это простое предложение в составе сложного.
Образец разбора простого предложения
Наше священное ремесло существует тысячи лет (А. Ахматова).
Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.
Главные члены: ремесло — подлежащее, выражено существительным существует — простое глагольное сказуемое, выражено глаголом.
Второстепенные члены: ремесло (какое?) наше — согласованное определение, выражено местоимением (какое?) священное — согласованное определение, выражено прилагательным существует (как долго?) тысячи лет — обстоятельство времени, выражено цельным словосочетанием.
Куда мне деться в этом январе? (О. Мандельштам)
Предложение вопросительное, невосклицательное, односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложнённое.
Главный член: деться — простое глагольное сказуемое, выражено инфинитивом.
Второстепенные члены: деться (куда?) куда — обстоятельство места, выражено местоименным наречием деться (кому?) мне — косвенное дополнение, выражено местоимением деться (когда?) в январе — обстоятельство времени, выражено существительным с предлогом в январе (каком?) этом — согласованное определение, выражено местоимением.
В камере, тоже освещенной электрическим светом, несмотря на утренний час, письмоводитель Иван Павлович с очевидным удовольствием буравил и прошивал шёлковым шнуром бумаги. (М. Алда-нов).
Предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, обособленным обстоятельством уступки, выраженным оборотом с предлогом несмотря на, однородными сказуемыми.
Главные члены: Иван Павлович — подлежащее, выражено существительным буравил и прошивал — однородные простые глагольные сказуемые, выражены глаголами.
Второстепенные члены: Иван Павлович (какой?) письмоводитель — приложение, выражено существительным буравил и прошивал (где?) в камере — обстоятельство места, выражено существиельным с предлогом в камере (какой?) освещенной электрическим светом — обособленное согласованное определение, выражено причастным оборотом буравил и прошивал (несмотря на что?) несмотря на утренний час — обособленное обстоятельство уступки, выражено оборотом с предлогом несмотря на буравил и прошивал (каким образом?) с удовольствием — обстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом с удовольствием (каким?) очевидным — согласованное определение, выражено прилагательным буравил и прошивал (что?) бумаги — прямое дополнение, выражено существительным буравил и прошивал (чем?) шнуром — косвенное дополнение,
Остальные ответы
Урок 46. Характеристика предложения
Итак, ещё раз о Х Арактеристике предложения
План простого предложения:
1. По цели высказывания - повеств. побудительное, вопросительное
2. по интонации: восклицательное или невосклицательное
3. по наличию главных членов предложения: простое - сложное
4. по наличию второстепенных членов предложения: распространённое - нераспространённое
5. осложнено (однородными членами или обращением) - не осложнено.
6. схема (если предложение осложнено: есть однородные члены - в виде кружков - или обращение - место обращения)
План сложного предложения:
1. По цели высказывания - повеств. побудительное, вопросительное
2. по интонации: восклицательное или невосклицательное
3. по наличию главных членов предложения: простое - сложное
4. Союзное или бессоюзное?
5. Из скольких простых предложений состоит?
6. схема (простые предложения в виде прямоугольников)
Словарные слова в тетрадь: композитор, пьеса, этюд, картина, живопись, искусство, художник, иллюстрация.
К орфоэпическому диктанту (диктант правильного произношения):
Записи в тетрадях:
На улице то идёт дождь, то снег.
На улице то идёт дождь, то срывается снег.
Сложное предложение – это предложение, в котором 2 или более грамматических основы. СП состоят из нескольких простых предложений, связанных между собой по смыслу и интонационно.
Стр. 92 учебника – схемы в толстую тетрадь с примерами
- союзные (Появились тучи, и пошёл дождь)
- бессоюзные (Появились тучи, пошёл дождь).
Под диктовку. Каждое предложение – Синтаксический разбор, характеристика :
Опускался вечер. Сквозь густые прибрежные заросли на воду падали отблески заката, тянулись живыми струями в глубину и терялись там. Плакали сойки, стонали гагары. Люди, как же здорово жить на свете!
Тетради собраны.
Если вам понравилось готовое домашнее задание по литературе по теме: Урок 46. Характеристика предложения мы скажем спасибо, если вы разместите ссылку в вашей социальной сети.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс (УМК ПНШ)
Учитель: Аверьянова С.В.
Тема: «Грамматический разбор предложений. Учимся давать характеристику предложению».
Цели: Формирование умения делать полный грамматический разбор предложения, устанавливая связь слов в предложениях через словосочетания при помощи вопросов.
Задачи:
- Закреплять представления учащихся о видах предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
- Формировать умение на слух и на письме видеть главные члены предложения
- Упражнять учащихся в определении подлежащего и сказуемого.
- Учить выписывать словосочетания из предложенных предложений, грамотно задавая вопросы от слова к слову
- Упражнять учащихся в характеристике предложений.
- Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание. мышление, устную и письменную речь.
- Формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи. Продолжить привитие интереса к изучению русского языка и р русского фольклора.
Оборудование. записи на доске, карточки, предметные картинки, лента букв, веера, таблица по разбору предложения, ИКТ
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
-Пропишем букву, которая не обозначает звука, но может играть в словах разную роль.
-Что это за буква? (ь)
(прописываем по образцу)
-Вспомните, для чего служит «Ь» и на что он может указывать? (версии учащихся)
-Приведите примеры к тому, что вы сказали.
-Сейчас запишем несколько слов и проверим ваши предположения.
Запись под диктовку.
1) Образуйте от существительного «дежурный» глагол 2 лица, ед.числа, наст.вр.
ДЕЖУРИШЬ
2) МОЛОДЁЖЬ
3) Первый день недели? ПОНЕДЕЛЬНИК
4) БЕЛЬЁ
5)Слово рассыпалось «ТРАОЩИВ» ТОВАРИЩ
- Среди слов с «ь» знаком ,найдите слово. в котором количество букв и звуков совпадает.
- Найдите среди слов то, где все согласные звонкие.
-Сделаем краткий фонетический разбор слова [б и л й о]
(В других словах происходит оглушение)
Работа с фразеологизмом.
-Прочитайте, что записано.
В_дой (не) разол_ёш_. (веером орфограммы, доказательство)
Водой не разольёшь. (Смысл фразеологизма, 2часть стр.190)
-Сегодня вы всем должны показать, что вы дружный коллектив, что многие из вас умеют приходить друг к другу на помощь.
3.Сообщение темы и целей урока.
-Откройте учебник на стр.172 и прочитайте тему урока.
-Сегодня на уроке мы будем упражняться в умении давать характеристику предложению и разбирать его по членам предложения и частям речи.
4.Упражнения.
1. –Работа с инструкцией стр. 172
- Прочитаем, что-то дополним, что непонятно, спросите и разберём.
-Объясните все орфограммы, которые здесь встретились.
-Характеристику предложению будем давать по цепочке)
-Проверим по образцу на стр. 173.
-А сейчас определим оставшиеся члены преложения и. какими частями речи они выражены.
3.Работа с пословицами и иллюстрациями к ним.
-Посмотрите на картинки, в которых зашифрованы пословицы. (слайд)
Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
-Объясните. какие орфограммы требуют доказательства и докажите их правописание.
-По цепочке даём характеристику данному предложению.
-Делаем разбор по членам предложения и частям речи.
-Объясните постановку «,».
-В чём смысл данной пословицы?
(Хочешь много знать и быть грамотным, не стой на месте, а двигайся вперёд)
-Почему к 1 пословице картинка состоит из двух частей, а ко 2 – из 1 части?
(2 действующих лица и каждый что-то делает)
-Запишем их с комментированием.
4.Деформированное предложение.
-Составьте из слов предложение.
Ты, языком, делом, не, а, спеши, торопись.
Ты не спеши языком, а торопись делом.
-Объясните правописание всех орфограмм, которые здесь встретились.
-В чем смысл данного высказывания.
5.Учитель-ученик.
-Вам предлагается характеристика данного предложения. Вы выступаете в роли учителя и исправляете ошибки, если они имеются, но при этом обосновываете свою версию.
Источники:
Следующие:
- Педагогическая характеристика на ученика 6 класса образец
- Характеристика на ребенка дошкольника образец
21 апреля 2022 года