Главная » Характеристика

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

8 800 707-26-38

Психологическая характеристика ребенка 3 лет образец

sss

пример психологической характеристики ребенка. мальчик 5 лет

Екатерина Ученик (221), закрыт 4 года назад

Юлия Новикова Мастер (1542) 5 лет назад

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОГО ОТРЕЗКА 4-5 ЛЕТ

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения со взрослым: внеситутивно-познавательной. Ребенку уже мало просто внимания взрослого, ему уже недостаточно одной совместной деятельности. Содержание общения становится внеситуативным, т. е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно а дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно- действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно- следственные отношения между событиями и явлениями.

В данном возрасте психические процессы становятся более опосредованными в качестве специфических средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели.

Данный возраст переломный в опосредовании психических процессов, в 4 - 5 лет резко возрастает речевая опосредованность мышления и восприятия.

Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Остальные ответы

Kolibry Гений (92155) 5 лет назад

Общие сведения о ребенке:

Ф. И. О.

Дата рождения

Домашний адрес

Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада). были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам.

2. Характеристика семьи:

Ф. И. О. родителей, год рождения, место работы.

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит.

4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застенчивый, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков навыки рисования (дом, дерево, человек и др.). лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.) изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу)

7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую) как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость преобладающее настроение поведение: спокойное адекватное ситуации, беспокойное нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, люби, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т. д. умение подсинятся требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Татьяна Сорова Мыслитель (5232) 5 лет назад

I. Общие сведения о ребенке.

1. Додонов Борис Григорьевич 13 июля 2003 года, г. Новокузнецк возраст 6,9 лет.

2. Местожительство ребенка: Радищева 10-43

3. Родители: Мать Светлана Михайловна, 28 лет, отец Григорий Витальевич (32 года).

4. Детский сад, группа: МДОУ «Детский сад № 243», подготовительная группа.

II. Примененные методы: тестирование, беседа с воспитателями, родителями, наблюдение.

III. Факторы развития и жизненные условия

1. Семейные предрасположения: возраст отца и матери во время рождения ребенка – матери 28 лет, отцу 32 лет серьезных заболевания среди родственников, у родителей не зафиксировано психические нарушения и аномалии у родителей, родственников не отмечены ярко выраженные способности отсутствуют долголетие не зафиксировано.

2. Врожденные предрасположения: беременность с токсикозом в третьем триместре, роды протекали без осложнений, ребенок родился доношенным, на двадцать восьмой неделе пренатального развития травмы и другие осложнения не зарегистрированы.

3. Раннее развитие: первые слова – 7 месяцев, пошел в 11 месяцев, стал держать голову в 1,5 месяца, первые зубы – 6 – 7 месяцев, фразовая речь – в 2,9 лет. Физическое состояние и развитие ребенка в течение первого года жизни соответствовало возрастным нормам развитие анализаторов соответствовало норме, развитие моторики происходило с опережением, овладение действиями с предметами началось с 5,5 месяцев, эмоциональные проявления в норме.

4. Перенесенные заболевания и травмы их последствия: ОРВИ, отит.

5. Влияние природной среды: не отмечено.

6. Влияние семьи. Ребенка приводят и забирают из д/с и мать и отец. Сестры или брата нет, ребенок воспитывается по типу «кумир семьи». Есть два дедушки и бабушка.

7. Условия развития в детском саду (доме).

а) педагоги, воспитывающие ребенка: стиль воспитания демократический, учитывают нужды и потребности всех детей, не имеют «любимчиков». Кирилл относится к воспитателям и другим педагогам доброжелательно.

б) сверстники, "детское общество". В системе межличностных отношений Егор занимает среднее положение. Общий эмоциональный климат в группе позитивный – дети дружные, ссорятся редко. Боря дружит с Варовым Ваней, Козловым Алешей, конфликтует иногда с Кокориным Богданом и Кириллом Легусовым. Мотивы взаимоотношений - игровые. Группировок не отмечено

г) детский сад и группа хорошо оснащены: имеются развивающие зоны, множество современных интересных ярких игрушек, игр и т. п.

IV. Характеристика основных видов деятельности.

Если надо остаток - в личку пишите)))

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА РЕБЁНКА,

ПОСТУПАЮЩЕГО В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ ГРУППУ

Педагоги ДОУ,  работающие в логопедических группах, сталкиваются с необходимостью составления  индивидуальных  психолого – педагогических характеристик, дающих  представление о физическом и интеллектуальном развитии ребёнка, о возможных причинах отклонений формирования   его речи, о поведении на занятиях и во внеучебное время, об усвоении программы детского сада по всем видам учебной деятельности, особенностях общения с взрослыми и сверстниками в детском саду и др. Возрастные стандарты хорошо известны профессионалам и всё   же  многие специалисты  при  составлении  характеристик на ребёнка часто испытывают  затруднения.

Характеристики являются документами, которые обсуждаются специалистами в ходе консилиума. Их анализ  показывает,  что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно. Многие педагоги не отражают в педагогических характеристиках той информации, которая дополняет сведения, получаемые специалистами ПМПК, проводящими психолого-педагогическое обследование. Основными недостатками при составлении характеристики становятся следующие:

- неполное составление педагогических характеристик,

- несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике

-отсутствие в психолого-педагогических характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала

- излишне подробные характеристики, содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации

- отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.

Педагог должен представлять себе не отдельные стороны, а центральные линии развития ребёнка, видеть основные проявления психики малыша и уметь точно и грамотно отразить их в  характеристике. Основными сведениями, которые должны быть представлены в характеристике   являются:

- сколько времени находится ребенок в данном детском учреждении

- особенности адаптации ребенка к детскому учреждению

- индивидуальные особенности усвоения детьми программного материала детского сада и  трудности, характерные для ребенка при обучении и развитии

- особенности поведения: дисциплина, работоспособность, степень внимания (более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.)

- взаимоотношение ребёнка с взрослыми и детьми, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети

- какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).

Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов (бланк  «Характеристика на воспитанника группы»  - Приложение 1   и   «Ключ  к   написанию характеристики» - Приложение 2)    значимость и основное назначение которых – облегчить работу специалистам и воспитателям  по составлению  полных, грамотных и объективных  психолого-педагогических характеристик детей, поступающих на обследование на ПМПК, рационально используя своё рабочее время.

Разделы «Характеристики …» заполняются воспитателями и другими участниками воспитательно-образовательного процесса (музыкальным руководителем, воспитателем ИЗО, психологом, инструктором по физической культуре), работающими с ребёнком.  При заполнении разделов характеристики используется «Ключ к написанию характеристики».  Чтобы не тратить дополнительное  время на подбор определённых фраз, специальных выражений, формулировок,  в  характеристике  предлагается  начало  формулировок, а в ключе    варианты их продолжения, готовые ответы (речевые клише), которые упрощают заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность. Это помогает  педагогам  более эффективно организовать свою  работу.

Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста, посещающего детский сад

Фамилия, имя _____________________

Дата рождения _____________________

Общее физическое развитие _____________________

Состояние здоровья _____________________

Состав семьи _____________________

Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в куклы. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам. В детском саду предпочитает ролевые игры на бытовые темы («Семья», «Парикмахерская»). В игровой деятельности проявляет активность: чаще всего является инициатором игр и распределителем ролей. В игровой, учебной, элементах трудовой деятельности старательна, собранна, уверена в себе. На музыкальных занятиях отличается активностью и артистичностью. Ответственно относится к исполнению ведущих ролей (неоднократно играла роли Снегурочки, Елочки, Осени). Любит слушать музыку, рисовать, общаться с детьми, при этом на себя берет роль лидера.

Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.

Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

В поведении спокойна, сдержанна, иногда непоседлива.

Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду ее учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.

Жизнерадостна, общительна, доброжелательна, пользуется любовью и уважением детей группы.

Психолог ДДУ №___:       __________________

Заведующая дошкольным

учреждением №___:       ___________________

Просмотров: 36193

Психологическая характеристика дошкольного возраста

дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школі.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком Указ ивок взрослого появляется возможность систематического обучения, ребенок вступает в определенные отношения со сверстниками (расширяется социальное окружение), внутренняя позиция дошкольника отношении других людей хара ктеризуеться осознанием своего \"Я\" и своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношений, ребенок действует, как взрослый, но в форме сюжетно-ролевой игры Таким образом, социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста имеет следующую схему:

Ребенок - Сюжетно-ролевая игра - Социальное окружение

Как видим, ведущей деятельностью для данной социальной ситуации развития есть сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними В игре ребенок сначала эмоционально, а затем ин електуально усваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру состоящая из сюжета, роли, действий изобразительного характера, воображаемой ситуации и правил

Социальная ситуация развития этого возраста обусловливает появление двух новых потребностей у ребенка:

1) потребность в общении со сверстниками

2) потребность в общественно значимой деятельности

Эти потребности порождают основное противоречия дошкольного возраста

ребенок является членом общества и вне его жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но ребенок еще не развита так, чтобы это осуществить: ее жизнь проходит в условиях опосредованного в (через игру), а не прямой связи с миро.

протяжении дошкольного возраста в психике ребенка возникают особенно важны для ее дальнейшей жизни психологические новообразования:

1) начинает развиваться творческая деятельность, которая выражается в способности преобразовывать окружающую действительность, создавать новое Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве

2) познавательные психические процессы начинают работать в режиме единой интеллектуальной деятельности, проявляется объединения внешних и внутренних воздействий

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение

4) ребенком осознаются нормы и правила Они начинают управлять его поведением, превращать ее действия на произвольные и морально регулируемые поступки

5) возникают первичные моральные установки, прежде различения того, что является хорошим и плохим

6) ребенок уже не может жить в беспорядке Все, что видит, она пытается упорядочить, понять закономерные отношения окружающего мира, что является свидетельством возникновения первичного, хотя еще схематического де тячого мировоззрениеу.

К особенностям развития речи в дошкольном возрасте относятся следующие:

1) дети усваивают язык очень быстро, их словарный запас растет не только за счет существительных, но и глаголов, местоимений, прилагательных, числительных в 2500-3500 слов (в 6 лет)

2) овладевают умением соединять слова в предложения по законам грамматики, в 4-5-летнем возрасте без специального обучения усваивают элементарные правила грамматики и синтаксиса родного языка

3) развивается звуковая сторона речи, дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, а также овладевать различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи

4) появляется оригинальное словообразования Например, \"От мятных конфет во рту сквознячок\", \"Бабушка, ты моя лучшая любовь-ниця\", \"Пошли в лес заблуждатися\" \"Положите мне на голову холодный мокрес. \"И тдд.

5) дети самостоятельно придумывают сказки, рассказы, коротенькие стишки, \"дразнилки\", используют разнообразные выразительные средства, заинтересованно воспринимают чужие аргументы, доказательства и сами ими пользуются

Практическая часть работы

Самую первую психическую свойство, которое можно определить у ребенка - это ее тип темперамента, поскольку он является врожденным и не изменяется в течение жизни Очень важно знать тип темперамента ребенка для того, чтобы бы учитывать психофизиологические свойства в ее развитии, обучении и воспитании особенно в условиях труда учителем технологиий.

Одним из методов определения типа темперамента является метод Б И Цуканова Это один из немногих методов в экспериментальной психологии, который позволяет объективно, корректно и достаточно точно измерять и количественно в определять тип темперамента человека, производные от него качества индивида, а также рассчитывать биологические циклы индивида, риск болезней, индивидуальные периоды сна и бодрствования и т.д. (об этом подробнее мож ливо узнать в книге Б И Цуканова \"Время в психике человека\" [46][46]).

Описание и идея методики

украинский психолог Б И Цуканов установил, используя известную еще с конца XIX века методику воспроизведения временных промежутков малой длительности (несколько секунд) в слуховом, моторном и зрительном ана ализаторах, что представителям разных типов темперамента свойственны закономерные \"ошибки\", то есть отклонения в точности воспроизведения заданных промежутков времени Ему удалось доказать зависимость ошибки воспроизведения я от типа темперамента Именно на этой основе им была разработана объективный метод определения типа темперамента, которым может овладеть каждый психолог и педагог, но при соблюдении определенных правиавил.

Инструкция, оборудования и стимульный материал к выполнению исследования

Для проведения исследования необходимо иметь 2 спортивных секундомеры механического типа (электронные секундомеры подходят лишь при условии, если при включении и выключении они выдают четкий и достаточно громкий с сигнал) и научиться точно отмерять временные интервалы длительностью от 1 до 5 секунд Также при наличии используется специальная компьютерная программа.

Процедура диагностирования состоит в том, что психолог или педагог поочередно предъявляет в случайном порядке интервалы в 1, 2, 3, 4, 5 секунд, а тот кто исследуется (методику можно использовать дл ля тестирования темперамента уже в возрасте от 4-6 лет, когда они могут крепко держать в руке секундомер и нажимать на его кнопку пуска и остановки хода и понимают поставленную задачу) имеет кожно го раза запоминать продолжительность соответствующего временного интервала задается экспериментатором щелчком кнопки секундомера в начале и в конце запланированного промежутка времени Все интервалы, зада ются исследователем, предварительно фиксируются в протоколе (Х1 ) (табл 2) (подготовьте его перед выполнением практической работы), а те, которые воспроизводятся исследуемым (В) - записываются в нем же напротив воспроизводимых

Исследователь жмет на кнопку точно и четко, не называя длительность интервала Затем он предлагает испытуемому, несмотря на циферблат, нажать на кнопку таким образом, чтобы между первым и вторым натиск Канно был воссоздан задан и запомненных интервал Далее секундомер исследуемого принимает психолог, записывает в протокол воспроизведен клиентом интервал, возвращает стрелку секундомера в исходную позицию и предлагает следующий интервалаал.

Таблица 2

Пример оформления протокола исследования типа темперамента по методике Б И Цуканова

Такая процедура повторяется столько раз, сколько интервалов предлагается и воспроизводится

Замеры проводятся в две серии Первая - учебная серия (например: 4, 2, 5, 3, 1 секунда) состоит из пяти попыток Исследуемый адаптируется к условиям тестирования и учится работать по вышеназванным прави илами Ему можно, по желанию, предложить вести счет в уме и таким образом более точно запоминать и воспроизводить интервалы Однако, можно работать и без устного счета продолжительности интервалеалів.

Второй этап - контрольный (например: 4, 2, 5, 3, 1, 2, 4, 1, 3, 5 секунд)

Обработка результатов

После выполнения исследования подсчитывается показатель типа темперамента, названный Б И Цуканов тау-типом (т ):

Итак, для данного человека тау-тип равна 0,97 сек

Интерпретация результатов

Было установлено, что в человеческой популяции тау-типы представителей \"чистых\" и \"промежуточных\" типов темперамента распределяются равномерно по всей шкале от 0,7 секунды до 1,1 секунды

Таким образом, место величины \"0,97\" в диапазоне тау-типов обозначено на рис 1 В данной человека меланхолоидний тип темперамента

Рис 2 Диапазон тау-типов в человеческой популяции БЙ Цуканов

По окончанию исследования сделайте выводы Для этого ознакомьтесь с ориентировочными вопросами, которые помогут их сформулировать:

- К какому типу темперамента относитесь вы?

- Сравните результаты, которые вы получили при исследовании своего типа темперамента по тесту Айзенка (который делали при изучении курса общей психологии) и по методике БЙ Цуканова Объясните эти результ папати.

- Каким образом проявляется ваш тип темперамента в учебе и труде?

- ли ваш стиль, темп жизни вашему типу темперамента?

- Приведите рекомендации по учету особенностей своего типа темперамента в учебе и труде?

Вопросы для самоконтроля и защиты практической работы

1 В чем заключается кризис новорожденности?

2 Охарактеризуйте анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка

3 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития новорожденного ребенка

4 Что является противоречием фазы новорожденности?

5 Название особенности психического развития новорожденного ребенка

6 Какие основные приемы формирования у ребенка потребности в общении?

7 Название новообразования фазы новорожденности

8 Что такое комплекс оживления?

9 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца

10 Дайте характеристику ведущей деятельности младенца

11 названий анатомо-физиологические особенности новорожденного

12 Какие основные особенности психического развития младенца?

13 Охарактеризуйте психические новообразования в немовлячому возрасте

14 Какое противоречие немовлячого возраста?

15 Что являются центральными новообразованиями немовлячого возраста?

16 Объясните причины, суть и проявления кризиса первого года

17 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития раннего возраста

18 Какое основное противоречие раннего возраста?

19 Каковы основные анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста?

20 Охарактеризуйте развитие речи у детей раннего возраста?

21 Что является ведущей деятельностью в раннем детстве?

22 В чем заключается кризис трех лет: причины, суть, проявления, преодоления негативных последствий?

23 Охарактеризуйте социальную ситуацию развития ребенка дошкольного возраста

24 Какое центральное противоречие в дошкольном детстве?

25 Что является ведущей деятельностью дошкольников?

26 Название психологические новообразования дошкольного детства

27 Какие особенности сенсорного развития дошкольников?

28 Охарактеризуйте особенности развития речи у детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

(от 1 до 3-х лет)

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления пред­метов. Взрослый становится для ребёнка не только источ­ником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Та­кое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к де­монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполне­ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

* во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию

* во-вторых он организует действия и движения ребёнка,пе­редаёт ему технические приёмы осуществляния действия

* в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка – предметная деятельность.

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка. Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнаёт окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например зелёная кошка остаётся кошкой). Он ориентируется прежде всего на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребёнок не различает цвета. Однако, цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет и не определяет его узнавание.

Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твёрдость, местоположение и пр. не пытается расположить их в определённом порядке. Соотносящие действия требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрёшки) предполагают именно соотносящие действия. Когда ребёнок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрёшки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определённом порядке – сначала собрать самую маленькую, а потом вложить её в большую.

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдёт нужную деталь.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребёнок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребёнок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным.

На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Уже к началу раннего возраста у ребёнка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребёнок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает верёвочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но в процессе усвоения соотносящих действий ребёнок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами. что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путём практических проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб, случайно получает эффект. Например, случайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, или сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает её и достаёт спрятанный предмет. Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнения разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Овладение речью

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.

Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому ко­пированию речевых звуков, а должна представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым. За каждым сло­вом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение, какой-либо предмет. Если такого предмета нет, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребёнком, и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова. В том случае, если ребёнок увлечённо играет с предметами, но предпочитает это де­лать в одиночестве, активные слова ребёнка также задерживают­ся: у него не возникает потребности назвать предмет, обратить­ся к кому-либо с просьбой, или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудни­чества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать пред­мет и значит произнести своё слово.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребёнком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определённое слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произно­симое им слово и употребить этот искусственный знак социально­-исторической природы (каким всегда является слово) для воз­действия на окружающих.

Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит "речевой взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей рече­вой активностью ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только об­ращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в испол­нении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытают­ся рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становит­ся самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.

Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую форму речи, которая поз­воляет связывать между собой отдельные слова, независимо от реального положения тех предметов, которые они обозначают.

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Вместе с тем речь взрослого, даже если ребёнок хорошо её понимает, далеко не сразу становится регулятором поведения ребёнка. Важно подчеркнуть, что в раннем возрасте слово является более слабым побу­дителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребёнка и непосредственно воспринимаемая ситуация. Поэтому словесные указания, призывы или правила поведения в раннем возрасте не определяют действий ребёнка.

Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тес­но связаны: отставание в развитии коммуника­тивной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функ­ции. Овладение словом и отделение его от конкретного взрослого в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в разви­тии произвольности ребёнка, на котором происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе от непос­редственного восприятия.

Рождение игры

Действия маленького ребёнка с предметами - это ещё не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Сначала ребёнок играет исключительно с реалистическими игрушками и воспроизводит с ними знакомые ему действия (причёсывает куклу, укладывает её спать, кормит, катает в коляске и пр.) Около 3-х лет, благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются иг­ровые замещения, когда новое название знакомых предметов опре­деляет способ их игрового использования (палочка становится ложкой или расчёской или градусником и пр.). Однако, становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требуют специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию. Такое приобщение даёт начало новой деятельности - сюжетной игре, которая становится ведущей в дошкольном возрасте.

Символические игровые замещения, возникающие в конце ранне­го возраста, открывают огромный простор для фантазии ребёнка и, естественно освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребёнком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения.

Появление потребности в общение со сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потреб­ность в общении со сверстником складывается на третьем го­ду жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-­практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания раскованность, эмоциональная насыщен­ность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоцио­нально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоци­ональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яр­кие эмоциональные переживания. По-видимому, такое взаимо­действие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, рав­ным ему существом, которое вызывает бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стиму­лирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстри­ровать ему свои успехи на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решаю­щей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путём для этого является органи­зация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому "уди­деть" сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие ка­чества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с по­мощью взрослого.

Кризис 3-х лет

Серьёзные успехи ребёнка в предметных действиях, в речевом развитии, в игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего детства, ка­чественно изменяют всё его поведение. К кону раннего детства стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит своё выражение в словах "Я сам", которые являются свидетельством кризиса 3-х лет.

Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и пр. Данные симптомы отражают су­щественные изменения в отношениях ребёнка к близким взрослым и к самому себе. Ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопос­тавляется им во всём. Собственное "Я" ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его переживаний. Появляется характерные высказывания: "Я сам", "Я хочу", "Я могу", "Я делаю". Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение "Я" (до этого они говорили о себе в третьем ли­це:"Саша играет", "Катя хочет"). Д.Б.Эльконин определяет новообразование кризиса 3-х лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное "Я" ребёнка может выделяться и осознаваться только отталкиваясь и противо­поставляясь другому "Я", отличному от его собственного. Отде­ление (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребёнок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребёнка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощён своими предметными действиями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали имен­но в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взросло­го и собственное "Я" ребёнка. В кризисе трёх лет взрослые с их отношением к ребёнку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из ми­ра, ограниченного предметами, ребёнок переходит в мир взрослых людей, где его "Я" занимает новое место. Отделившись от взрос­лого, он вступает с ним в новые отношения.

В трёхлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым - необходимым мо­ментом её исполнения. Соответственно этому возрастает и субъ­ективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения: преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи.

У ребёнка появляется новое видение мира и себя в нём.

Новое видение себя состоит в том, что ребёнок впервые открывает материальное воплощение своего Я, а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности, реализует и ут­верждает себя. Поэтому каждый результат деятельности становит­ся и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не во­обще, а через его конкретное, материальное воплощение, т.е. через его достижения в предметной деятельности. Главным источ­ником такой оценки является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого

Новое видение "Я" через призму своих достижений кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Я ребёнка, оп­редмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ребёнок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая раз­ворачивается не во внутреннем, идеальном плане, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего дос­тижения.

Становление такой системы Я, где точкой отсчёта является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Смирнова Е.О. - профессор, доктор психологических наук

Источники:
otvet.mail.ru, nsportal.ru, www.psyoffice.ru, uchebnikionline.com, posobie.info

Следующие:


  • 21 апреля 2022 года


    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Имеет ли право на наследство опекаемый (просм 18)
  • Иск от нескольких истцов образец (просм 18)
  • Акт общей формы гу 23 образец заполнения (просм 16)
  • Как оформить автомобиль по наследству если наследников трое (просм 16)
  • Продление трудового договора образец (просм 14)
  • Рецензия на отчет по практике образец (просм 13)
  • Исковое заявление о непринятии наследства образец (просм 8)

  • Последние материалы:

  • Наследство и его оформление
  • Мать не вступила в наследство после смерти отца
  • Мерой по охране наследства является
  • Юридическим фактом открытия наследства признается
  • Сколько нотариус берет за свидетельство о наследстве
  • Как отказаться от наследства в пользу сына
  • Доля супруга и детей в наследстве по закону