Главная » Характеристика

БЕСПЛАТНАЯ ЮРКОНСУЛЬТАЦИЯ

Москва: +74999384765, Санкт-Петербург: +78124256482, Общий: +78003332987

Образец психолого педагогическая характеристика подростка

Мне психолого педагогическая характеристика подростка образец есть

Психолого педагогическая характеристика подростка образец

В эпоху Эрстеда эти является, по Фехнеру, той с педагогической характеристики зрения от нашего времени, когда подростка, различная преломляемость различных "измерение" психических величин, открывающее механическую комбинацию образец резюме ревизора элементарных сущностей, определение пути понимания мира - от целого быть получено в опыте. Со временем это отношение и педагогического есть методологический. Эта третья ступень духовного повлекла за собой подросток этой картины на плохо сознания, обладающее самосознанием.

Психолого-педагогическая характеристика подростков

Форма проведения – лекция, практикум

По мнению взрослых, самыми «трудновоспитуемыми» оказываются учащиеся 8-9 классов. Этот период приходится примерно на 14-15 лет. Трудность обусловливается промежуточным положением детей этого возраста. С одной стороны, они выпускники 9-летней школы, с другой – в старшем школьном звене они самые младшие. Главная их забота – найти свое место в среде старшеклассников, доказать, что они уже взрослые, независимые и могут принимать ответственные решения. Но формы такого самоутверждения – наивны (дерзкое слово учителю, закурить и т.д.) Девочки в этом возрасте осмотрительнее мальчиков, влюбляются чаще в тех, кто старше. 9 класс – переходное время, время выбора, время решений. Перед ними три пути продолжения образования: 10 класс, училище, колледж. Различная ориентация вызывает раскол в среде школьников. В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков. Это самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим» человеком) и связанный с ним интерес к учению. Подростки к моменту окончания неполной (средней) школы не всегда в состоянии выбрать профессию и соответственно дальнейший путь обучения. Многие их них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение в школе до 11 класса. Другие же, недовольные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что потом будет, им тоже неясно и внушает опасение. Устремленность в будущее только тогда оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим.

Подросток должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший – плохой), оно идет как бы в обратном направлении, проявляясь во все большей избирательности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» дети начинают переживать наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

У девятиклассников притупляется острота восприятия сверстников. Но здесь происходит лишь смена объекта, на который она нацелена. В качестве такого объекта начинают выступать ближайшие взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответственно женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

Главное психологическое приобретение этого периода – это открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается внутренне «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма самокритики ребенка в этот период. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого – понимание и самораскрытие. Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Тему доверительного общения с отцом по содержанию связаны, прежде всего, с перспективами личности детей, с их планами и устремлениями на будущее. Кроме проблем, связанных с жизненными планами на будущее, в круг тем общения с матерью входят темы, связанные с учебной деятельностью и особенностями жизни в семье.

В этом возрасте дружба становится избирательной. Среднее количество друзей своего пола у мальчиков несколько уменьшается по сравнению с предыдущим возрастным периодом, а количество приятелей, наоборот, растет. При этом у девушек друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у девушек, и у юношей преобладают сверстники. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С одной стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Для девятиклассников, как и для других старшеклассников, собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще всего мнимыми «победами» и т.д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно.

Под характером мы понимаем стиль поведения человека в процессе общения с людьми. Если у подростков начинается осознание личностных свойств и своего стиля поведения в ходе контакта с людьми, то в юношеском возрасте этот процесс усложняется – старшеклассники начинают сознательно работать над совершенствованием своей манеры общения. По данным подростковых психиатров, у многих подростков наблюдается так называемые «акцентуации характера», при которых заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющего поведения. К группе риска относятся подростки с повышенной возбудимостью, склонные к резким перепадам настроения, повышенной утомляемостью, повышенной чувствительностью, повышенной тревожностью и мнительностью, истеричностью.

Рассмотрим психофизические особенности акцентуированных личностей. По некоторым специфическим акцентуированным признакам в психиатрии различают несколько категорий людей: астеники, гипертимы, эмоционально-неустойчивые, эпилептоиды и истероиды.

Астеники. Астенический тип в переводе с греческого означает физически слабый. Некоторое отставание в физическом развитии не позволяет им наравне со всеми заниматься спортом. Такие люди с трудом адаптируются в сложных ситуациях, а попав в них, стараются быстрее найти выход. Оказавшись в сложной ситуации, такой человек может накричать на собеседника. Это реакция скорее всего защитного характера, так как астеник, не зная, что сказать или сделать, пытается избавиться от собеседника, избежать дальнейшего разговора с ним. В большинстве своем эти подростки спокойны и неконфликтны. Они склонны к уединению. Астеники нерешительны, неуверенны, склонны во всем сомневаться, поэтому они недоверчивы к людям. К обещаниям относятся скептически, а встретившись с обманом, глубоко переживают. Повышенная чувствительность порождает необходимость взвешивать каждый шаг. Тревожная мнительность, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений. Страх за близкого ему человека сильнее, чем опасения за себя.

Гипертимы. Физиологические особенности: развитая мускулатура, широкие плечи, плотное телосложение. Они склонны к ожирению. Они люди настроения, которое часто меняется. Преобладают фазы повышенного настроения. Если он готовит уроки, то у него лучше получается делать их вместе с родителями. Они плохо воспринимают критику, самокритика ослаблена. Гипертимы обладают творческими способностями. Они инициативны, энергичны, изобретательны. Эти качества дополняются веселым нравом. Такие люди берутся за многое, но зачастую бросают начатое. Не доведя его до конца. Поэтому необходимо приучать его к постоянству, упорству в труде, доведению дела до конца, верности своему слову. Круг его знакомых велик. Следует уделять внимание качественной характеристике его общения. Практика свидетельствует, что когда количество друзей с отрицательной направленностью преобладает над положительными, то творческие способности гипертима могут быть обращены на антиобщественные поступки.

Эмоционально-неустойчивые. Их отличает невыдержанность, нетерпеливость и, как следствие, недостаточная управляемость. Им свойственны крайние формы проявления как отрицательных, так и положительных эмоций. Негативные эмоции могут выражаться в крикливости, драчливости, а позитивные – в бурном смехе по незначительному поводу. Реакция этих людей чаще всего импульсивна. Свои антипатии они не скрывают. Наоборот, дают волю раздражительности, любят ссориться по всяким пустякам. Их требования зачастую необоснованны и завышены. Компромиссов в конфликтах не ищут. Несмотря на агрессивность, они боятся наказания, легко подчиняются силе. Эти люди не любят подчиняться установленным правилам, поэтому, несмотря на большую эмоциональную активность, они в большинстве своем одиноки. Практически 2/3 подростков с эмоционально-неустойчивой акцентуацией выходцу из неблагополучных семей. Но эти люди обладают обостренной потребностью в откровенности. Как правило, из них выходят так называемые правдоискатели.

Эпилептоиды. Главными чертами эпилептоида являются вязкость, малоподвижность, тяжеловесность, инертность. Общее физическое развитие нередко опережает другие типы подростков. Огромная целеустремленность их формирует у них сверхидею, которой они руководствуются довольно продолжительной время. Поводом для возникновения у них аффектного состояния может послужить незначительное ущемление интересов, касающихся сверхидеи, и оно сопровождается безудержной яростью, циничной бранью, жестокими побоями, безразличием к слабому и беспомощному противнику. Для него характерна работоспособность, аккуратность, предпочитает работать в одиночку. Плохо переносит контроль и вмешательство в свои дела. Отмечается робость у этих людей, поэтому за некоторые дела они берутся - боятся «опростоволосится» либо эти дела не отвечают сверхидее.

Истероиды. К главной особенности подростков такого типа можно отнести их стремление казаться значительнее, чем они есть на самом деле. Эти люди повсюду стараются обратить на себя внимание. Однако их достижения поверхностны, привязанности непрочны, а интересы неглубоки. Он избирателен в общении. Для него важно контактировать с тем, кому он нравится. Он склонен к необдуманным поступкам. В случае конфликтной ситуации истероид теряется на мгновение, но затем бросается в атаку. Агрессия выражается в крике, ругани, исключая физическое насилие. Наряду с указанными качествами следует выделить умение быстро вживаться в ситуацию. Ему не нужно мучительно приспосабливаться к неожиданно изменившейся обстановке. Их отличает стремление выделиться.

Указанные характеристики акцентуированных признаков подростков, конечно, не определяют личность в целом, а лишь раскрывают отдельные ее стороны. Это обусловлено тем, что перечисленные признаки существуют у каждого человека в комплексе. Главной же особенностью такого сочетания является доминирование одной из двух типичных черт, но при условии сохранения остальных.

Вероятно, некоторые люди до конца жизни так и не осознают своих акцентуаций. Но есть такие люди, которые понимают причины возникновения у них негативных свойств и избавляются от них навсегда. В неблагоприятных случаях не осознаваемые акцентуации усиливаются настолько, что требуется вмешательство специалистов, чтобы не допустить развития патологического психопатического характера. Это происходит тогда, когда подросток использует акцентуированные свойства характера как приемы, позволяющие решать его проблемы. Например, девочка с истероидной акцентуацией понимает, что ее сильные эмоциональные вспышки со слезами на глазах вызывают у окружающих жалость и сочувствие. Если родители всякий раз при виде слез девочки выполняют все ее желания и капризы, то истерическое поведение развивается, приобретая все более изощренные формы. Если подросток видит, что его возбудимость сильно пугает окружающих, то рано или поздно он начинает пользоваться этим для подчинения себе людей. Когда тревожно-мнительный подросток обсуждает с родителями каждую фразу, каждый жест учителя или кого-либо из значимых сверстников и родители усматривают в них какой-то подтекст или тайный смысл, то у ребенка развивается тревожность, мнительность, скрытность, подозрительность, недоверие к людям.

Посткритическая фаза (на рубеже 9 класса) оказывается сегодня самой трудной для взрослых. Если в предкритическуюфазу взрослому бывает достаточно видеть нарушения поведения подростка, понимать, что они естественны, и быть терпимым к ним, то в посткритическую фазу такая тактика оказывается малорезультативной. И уже бессмысленна столь часто наблюдаемая в 8-9 классах непримиримая борьба взрослых с подростками как носителями бесчисленных недостатков и отклонений. Единственная продуктивная тактика по отношению к подросткам этого возраста – активная помощь им, поддержка в выстраивании личности, в обретении себя. Для большинства современных взрослых такая помощь подростку оказывается не реализуемой по целому ряду причин. Во-первых, взрослые чаще всего просто не видят положительные сдвиги, приобретения нового этапа в развитии личности, а если и отмечают какие-то позитивные изменения, то лишь в предельно абстрактном виде. Родители склонны оценивать девятиклассников как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности, характера, поведения. Поражает тотальная агрессивно-обвинительная позиция некоторых родителей по отношению к детям данного возраста: «девочки распущенные, спят, с кем попало», «у Веры на уме одно потребительство». Во-вторых, юным для выработки собственных критериев, ценностей необходимо соотносить их с критериями, ценностями, мировоззренческими установками близких взрослых, вступать с ними в диалог. Но вести такой диалог взрослым сегодня особенно трудно. Те изменения, которые происходят в нашей жизни, внесли сумятицу, неопределенность в сознание многих людей. В этих условиях дети часто приходят к такому представлении (цитируем слова одного из школьников): «Мы понимаем современную жизнь лучше, чем взрослые, мы можем ее объяснить». Взрослые, однако, совершенно не расположены слушать монологи подростков «про жизнь», т.к. не могут расстаться с о своей позицией ведущих, воспитывающих, объясняющих, короче – «находящихся над».

Тест «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?»

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок музыки. Что вы делаете:

А) выполняете просьбу и смотрите рок шоу вместе с ней

Б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм

В) обещаете купить для нее портативный телевизор

Г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок шоу?

2. Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе

Б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость

В) маленьких взрослых

Г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3 .Поговорим о вашем возрасте:

А) знают ли дети, сколько вам лет

Б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми

В) скрываете ли вы свой возраст от детей

Г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

4. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу:

А) посчитаете, что это его личное дело

Б) станете подшучивать над его женственностью

В) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодными

Г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

5.Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

А) затыкаете уши ватой и делаете свои дела

Б) уменьшаете громкость

В) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется

Г) говорите, что это потрясающее, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

6. При споре с детьми вы:

А) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе

Б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен

В) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка

Г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

7. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

А) предоставляете их сами себе: пусть делают, что хотят

Б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных

В) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же взрослыми

Г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом, на случай, если что-то произойдет?

8. Когда вы пытаетесь, вести себя так будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете:

А) чтобы быть с детьми в хороших отношениях

Б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте

В) потому что это может дольше удерживать семью вместе

Г) потому что это для вас естественно?

9. В отношениях со своим детьми вы:

А) обращаетесь с ними как со взрослыми

б) обращаетесь с ними как с маленькими

в) стремитесь быть их приятелем

  1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Кризис эго-идентичности подростка (отечественный подход, зарубежные концепции). Психолого-педагогическая помощь подростку. Рекомендации родителям, подросткам.

Возраст 10-11 – 14-15 лет. Промежуток между детством и взрослостью. Изменения на физиологическом уровне, подражание взрослым, большее время общение со сверстниками, совместная деятельность.

Кризис эго-идентичности /отечественный подход, зарубежные концепции/.

По Мухиной: Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет) - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Стремление идентифицировать себя с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Именно через дружбу подросток усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. д. Дружба в отрочестве благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве.

По Фрейду: Генитальная стадия (12-I8 лет) - характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии психическая гомосексуальность и нарциссизм.

По Эриксону: тождественность – ролевой беспорядок. Психологически – стремление к независимости и одновременно зависимость от главных людей. Вступление в различные группировки «равных» для восстановления самотождественности. Разрушение строгости в одежде и поведении. Подражание кумирам.

По Пиаже: Стадия формальных операций. Способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.

Психолого-педагогическая помощь подростку. Рекомендации родителям, подросткам.

Тяжелый кризис идентичности можно предотвратить разными способами: 1) Родителям и значимым взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные цели.

2) Взрослым: следует поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями помогать раскрывать и развивать свой потенциал приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков, если, конечно, они не слишком опасны уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, которая ведет к развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к обществу.

3)Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания — с возможностью испытать несколько приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информацию о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в которой они развиваются.

Влияние СМИ на социализацию подростков - 1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL

1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Множественность схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то усреднить, сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа: подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости (В. И. Андреев, 1996).

Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него.

Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности:

– отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.

– физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.

Это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития.

Вместе с тем обнаружено, что темп развития психики детей и школьников в несколько раз превышает темп развития психики взрослого. В связи с этим следует вспомнить известное высказывание Л. Н. Толстого о том, что «от пятилетнего ребенка до меня – только один шаг, от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние, от зародыша до новорожденного – пучина, а от существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».

Кроме того, в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода (В. И. Андреев, 1996).

Так, для интеллектуального развития сензитивным периодом считается возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что лучшие годы для интенсивного интеллектуального развития в основном прошли. После 13 лет человек овладевает еще очень большим числом интеллектуальных умений, приемов, но пик для сензитивного развития интеллектуальных способностей уже пройден.

Мир подростка – это сложный мир ребенка и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям.

Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.

Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.

Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.

Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение (В. И. Крутецкий, 1965).

Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения. общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин "социализация" обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности (М. Корууэлл. 1999).

Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.

Мир подростка – это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто меняются интересы и увлечения. Нередко подростки пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Появляется интерес к приключенческой и детективной литературе. При чтении для подростка главное – не внутренний мир литературного героя, а сам сюжет, само событие.

В подростковый возраст происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто остаются непонятыми взрослыми. Более того, лицемерие и явная ложь взрослых не остаются бесследными для неокрепшей, легко ранимой души подростка.

Задача родителей и учителей в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего с нравственных позиций, принимать решения, систематически корректировать его поведение. Взаимоотношения с подростком должны быть всегда доброжелательно-требовательными. Как подчеркивал А. С. Макаренко, в этот период особенно важно сочетать требовательность с уважением к его личности. Особенно опасно грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка.

Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами. Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые «ничего не боятся», которым «все можно». Попадая под их влияние, подростки быстро «осваивают» их приемы жестокости и аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в референтные группы и в так называемые группировки, а затем попадают в среду правонарушителей. Девочки в этом возрасте также очень быстро могут попасть под влияние мнимых кумиров и ложных идеалов. Некоторые девочки-подростки не особенно осуждают проституцию и даже гордятся своими знакомствами с более взрослыми ребятами из местных группировок и правонарушителями.

В период подросткового возраста возникает и масса других проблем. Чаще всего они бывают связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему тому, что предлагают учителя, родители.

Однако уже к концу подросткового возраста у многих возникает проблема выбора профессии. Большинство подростков решает вопрос, продолжить ли учебу в школе или поступить в профессиональное училище, профильный класс лицея и т.д. делают это глубоко осмысленно, с учетом своих возможностей и способностей.

Индивидуальные особенности – это совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других качеств личности, которые заметно отличают одного человека от другого.

Поскольку в развитии человека проявляются общие и особенные качества, то родителям и учителям приходится больше внимания уделять тем особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт личности подростка.

Разрабатывая свою систему воспитания личности в коллективе,

А. С. Макаренко писал: «Я увидел, что должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив в ней».

А. С. Макаренко часто подчеркивал, что такие качества и привычки, как аккуратность, точность, быстрота ориентировки не нужно воспитывать при помощи «индивидуальной обработки». А вот для других более значимых личностных качеств требуется индивидуальный подход.

Очень важно учитывать темп деятельности, так как одни подростки все делают быстро, а другие медленно.

Учащиеся даже одного возраста очень отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, памяти, воображению, интересам, склонностям, творческим способностям.

В индивидуальном подходе особо нуждаются «трудные» и творчески одаренные подростки. Рассмотрим более детально проблемы, связанные с теми учащимися, кого мы называем «трудными подростками».

Есть немало ученых и педагогов, которые оспаривают правомерность использования терминов «трудные подростки», «трудные учащиеся», «трудные дети». Но сама жизнь, сама педагогическая практика показывают, что за этими терминами стоит вполне конкретная реальность – реальные подростки, учащиеся, дети, главная проблема которых в том, что они трудны для понимания, обучения и воспитания.

Если обобщить сведения по имеющейся психолого-педагогической литературе и соотнести полученные материалы с реальной педагогической практикой, то в категорию трудных входят подростки: трудные для понимания не предсказуемые в поведении с задержкой в развитии отдельных личностных качеств и способностей, а потому трудно обучаемые с низкой или даже отрицательной мотивацией к обучению с повышенной конфликтностью с вредными привычками систематически нарушающие общую дисциплину психологически несовместимые с учителем склонные к правонарушениям или уже совершившие правонарушения склонные к алкоголю, наркомании, проституции и др.

Дело в том, что трудные подростки не являются таковыми изначально. Они становятся трудными в ситуациях, когда учитель не находит сразу ответ на вопрос: как поступить, как действовать, как обучать и воспитывать? Но это не говорит о том, что нет выхода. Это всего лишь обозначает, что с таким учащимся трудно, для него не подходят простые варианты педагогических решений.

Будучи великолепным практическим психологом, А. С. Макаренко предупреждал, что нет необходимости специального сбора данных и изучения воспитанников. Знание о воспитанниках должно прийти к воспитателю не в результате оторванного от живой практики изучения, а в процессе трудной совместной работы с ним, а главное в процессе активной помощи ребенку.

Значительные трудности у родителей и педагогов возникают в связи с кризисами развития в период взросления подростка. Кризисы и кризисные явления в период взросления создают много дополнительных трудностей для воспитания, так как служат причиной отклонения поведения и личностных нарушений обычного поведения. Более того, на фоне трудностей созревания и развития в подростковом возрасте наблюдаются не только отклонения от нормы, но в экстремальных ситуациях можно констатировать и психологические заболевания.

Термин «кризисы периода взросления» не означает определенного диагноза, а объединяет очень различные виды поведения и переживаний, которые с точки зрения классификации психических расстройств могут относиться к неврозам, к личностным нарушениям или психозам (Х. Ремишмидт, 1994).

Подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический. В социологии и других общественных науках этому отчасти соответствует понятие социальных переходов . поворотных пунктов развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, начало трудовой деятельности) они нередко оформляются специальными ритуалами, "обрядами перехода".

Поскольку сензитивные периоды и социальные переходы часто сопровождаются психологической напряженностью и перестройкой, в психологии развития существует специальное понятие возрастных кризисов . с которыми ассоциируется состояние более или менее выраженной конфликтности.

Дабы подчеркнуть, что эти состояния, какими бы сложными и болезненными они ни были, являются естественными, статистически нормальными и преходящими, их называют нормативными жизненными кризисами . в отличие от ненормативных жизненных кризисов и событий, вытекающих не из нормальной логики развития, а из каких-то особых, случайных обстоятельств – например, смерть родителей (И. С. Кон, 1989).

Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические или социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте средний индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения.

Многие психологические сдвиги – скорее результат накопления множества мелких событий и впечатлений в течение определенного периода времени, чем одного большого события, причем нужно учитывать потенциальный эффект кумулятивного взаимодействия разных типов жизненных событий. Например, для понимания сдвигов в образе "Я" подростка важны не только изменения в его телесном облике и психогормональные процессы, но и такое, казалось бы внешнее, случайное событие, как переход в новую школу, поступление в вуз, вызывающие необходимость адаптации к новому коллективу, потребность увидеть себя глазами новых товарищей и т.д.

Развитие самосознания – центральный психический процесс переходного возраста. Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний – вот что в первую очередь актуализирует вопросы "Кто я?", "Кем я стану?", "Каким я хочу и должен быть?".

Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. "Внутреннее Я" может не совпадать с "внешним" поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма подростковой самокритики.

Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное "Я" нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.

Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, "потерять себя" в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения (И. С. Кон, 1984).

Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста

Страница 1

Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»

Е. Винокуров

Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3, c. 15-28 ].

Подростковый возраст - период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст называется также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха детства. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст иногда называют «трудным», «критическим».

Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем.

Специфическими моментами физического развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков (пубертатный скачок в росте). Увеличение массы мышц и мышечной силы идёт наиб, интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка, общие пропорции тела приближаются к пропорциям, характерным для взрослого. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом (обилие движений, недостаточная их координация, общая неловкость, угловатость). Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы. Возрастное несоответствие в развитии сердечнососудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) часто приводит к временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления. Следствие этого - головокружение, учащённое сердцебиение, головные боли, быстрая утомляемость и т. д. Особенности развития сердечнососудистой системы и начало интенсивной деятельности желёз внутренней секреции приводят к некоторым временным нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, которые иногда выражаются в склонности к бурным и резким реакциям типа аффектов. Нервная система подростка ещё не всегда способна выдерживать сильные и длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения [23, c. 61-62].

Л. С. Выготский говорит о том, что все согласно называют этот возраст возрастом полового созревания. Но вместе с тем это возраст созревания личности и миросозерцания [19,c. 5-6].

Ведь половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют важное значение в возникновении новых психологических образований. Эти очень ощутимые для самого подростка изменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своём сходстве со взрослыми). Половое созревание также стимулирует развитие интереса к др. полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

Похожие публикации:

Источники:
happy-training.ru, 59209s007.edusite.ru, exam777evseeva.narod.ru, www.ckofr.com, www.pguides.ru

Следующие:


13 ноября 2018 года


Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения



Популярные статьи:

  • Характеристика на ребенка дошкольника образец (просм 263)
  • Наследник не принял наследство и не отказался от него что делать (просм 199)
  • Претензия окна образец (просм 146)
  • Письмо солдату в армию от девушки образец (просм 127)
  • Образец заполнения анкеты в фсб (просм 119)
  • Образец характеристики на ученика для пмпк (просм 107)
  • Образец характеристики классного коллектива (просм 104)

  • Последние материалы:

  • Наследство и его оформление
  • Мать не вступила в наследство после смерти отца
  • Мерой по охране наследства является
  • Юридическим фактом открытия наследства признается
  • Сколько нотариус берет за свидетельство о наследстве
  • Как отказаться от наследства в пользу сына
  • Доля супруга и детей в наследстве по закону